Сценарий осеннего праздника «Картошкины именины. Праздник картошки «Картофельный БУМ

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень постучала к нам …»

Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки.

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Учитель. Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 . Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

5. О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Многое должны узнать….

Все дети. А теперь, пора начать.

Учитель. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение — картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное — клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая — пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье!
Целый день ее я ела –
Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.

8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9. Эх, картошечка сидит,
Быстро наливается,
А зимой во всех домах
Варится да жарится!

10. Ну а в Каменке народ
На картошечке живет,
И поэтому народ
Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне:
«Шагай, сын, по дорожке».
Шел в надежде найти клад –
Пришел в подвал с картошкой.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Учитель. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс 1 Для конкурса нам надо 3 человека.(4 класс)

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):
● Англичане – потато
● Финны – тарту
● Итальянцы – тартуфоль
● Французы – пом де терр
● Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека 3 класс)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 «Кто лишний?» (2 класс)

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.

Конкурс 4 «Собери картошку». (1 класс)

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.

Конкурс 5 «Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются «уложить» в ведро.

Конкурс 6 «Составить пословицу». (2 человека 4 класс)

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.
1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями — 60-70%, а нарезанный — лишь 35-50%.
2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
4. Если вам нужно заранее очистить картофель — храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Учитель.. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

Инсценировка песни “Антошка”.

Учитель.. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

В нашей группе проходит очень много различных мероприятий с участием родителей. Это различные выставки, конкурсы, КВН, праздники и развлечения.

В октябре мы провели нетрадиционное развлечение "Праздник картошки". К этому мероприятию у нас была проведена большая предварительная работа. Мы провели выставку поделок из картофеля "Картофельные фантазии". В выставке приняли участие почти все семьи. Поделки все разные: "Паук и олень", "Гусеница", "Букет ромашек", "Кактус", "Встреча в лесу", "Колобки", "Улыбка", "Чебурашка", "Дружная семейка" и другие. Родители вместе с детьми подбирали пословицы, стихи, загадки о картофеле, которые мы включили в сценарий праздника. К конкурсу "Картофельных дел мастер" нужно было сочинить стихи, частушки, сказки и рассказы о картофеле. Дети совместно с родителями сочиняли стихи и загадки. И вот что у нас получилось!

Сценарий "Праздник картошки"

(подготовительная группа)

Цели: Создание положительных эмоций у детей и взрослых. Расширить знания детей о картошке.

Оформление: Пословицы о картошке, пьедестал (дед и баба - картофель в платочке и шапочке).

Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами в нашем уютном зале.

Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, :как оно зовется? (Осенью)

Песня: "Ах, какая, осень!"

Вед: Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко -
Что это (картошка)

Ах, картошка - объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошку не едал.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола

Не везде приняли картошку. Кое - где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - "чертово яблоко", сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пес Антошка:
Гав! Гав! Гав! - привет, картошка!

Песня: "Антошка"

Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак и обед.

Меня единственную в мире,
Не просто варят, в мундире.

Лежит между гор
Толстый Егор.
Он и в мундире хорош и раздетый,
А ляжет в золу, вкусней его нету.

Что копали мы в земле,
Жарили, варили?
Что в земле мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошку)

Что-то засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.

Эстафета

(дети стоят в двух командах, у первого игрока ведро с картошкой).

1. "Посади картошку" (Вперед бежать - картошку положить в обруч).

2. "Сбор урожая" (Собирать картошку по одной).

3. "Пронеси картошку в ложке" (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).

Аттракционы

1. "Почистить картошку спиралью" (Чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее)

2. "Картофельный дизайнер" (Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картину)

Вед: Любит народ картошку, потому и песни о ней слагают и целые оды ей посвящают. Вот и у нас есть такие творцы. Объявляется творческий конкурс "Картофельных дел мастер". (Родители с детьми читают стихи, сказки, поют песни: собственного сочинения).

Представление блюд из картофеля "Ах, картошка, объеденье!"

Картошку можно пожарить,
Картошку можно сварить,
Картошкой можно вагоны затарить,
Картошку нужно любить!!!

Хоровод: "На горе-то калина".

Выполнила:
учитель начальных классов
Фотеева Елена Николаевна
МБОУ «Средняя школа № 7»
г. Каменск­Уральский, Свердловская область
Рекомендации по использованию: Все дети любят картошку. Картофель не зря называют
«вторым хлебом». Из него готовят разные блюда. А знают ли дети, как картофель оказался
на нашем столе? Это можно узнать, если провести с ними «Праздник картошки».
Возраст обучающихся: 9­11 лет.
Цель: расширить знания детей о картофеле.
Задачи: учить подбирать нужный материал в библиотеке и анализировать и обобщать
собранное; развивать художественные и творческие способности; воспитывать уважение к
людям труда.
Место проведения: в классе начальной школы.
Продолжительность проведения: 40 минут.
Оформление и оборудование: Проектор и экран. На доске: название праздника;
пословицы и поговорки о картошке; стенгазета, оформленная детьми. Выставки: рисунки
детей на тему «Что можно сделать своими руками из картофеля», коллективные
творческие работы детей «В деревне», выставка рефератов «Из истории картофеля»,
выставка литературы о картофеле «Во саду ли, в огороде», стенд «Интересное о
картошке», выставка кулинарных рецептов «Блюда из картофеля», выставка «О Петре 1».
Подготовительная работа:
Подготовка к «Празднику картошки» началась задолго до его проведения. Библиотекарь,
учитель, дети стали искать литературу о картофеле. Все искали информацию о продукте,
который мы ежедневно употребляем в пищу. Найденные сведения дети оформляли в
реферате и делились ими на уроках окружающего мира. Две девочки нашли очень
интересные сведения о картофеле и поместили их на стенде «Интересное о картошке». На
уроке изобразительного искусства дети рисовали на тему «Что можно сделать своими
руками из картофеля». На уроках технологии дети разделились по желанию на группы и
выполняли коллективные работы «В деревне», где природным материалом был картофель.
Библиотекарь готовила выставки: кулинарных рецептов «Блюда из картофеля» и «О Петре
1». Провела в библиотеке беседу с детьми о картофеле и нашла о нём песни. Классный

руководитель проводила после уроков с детьми игру « Картошка» и весёлые старты с
картошкой. Родители искали старинные рецепты приготовления картофеля и блюд из него.
Гости: родители, учителя начальных классов, директор школы.
Сценарий праздника картошки.
(ведущие – дети 4 класса)
1 ведущий:
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка)?
(Д. Чиарди)
2 ведущий:
Итак, мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Госпожа Картошка.
Фильм о картошке.
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике,
проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о себе. 500 лет назад никто в Европе не
знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины
картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов ещё не доплывал. Но вот из
дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного
мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена,
клубни, зёрна новых, неизвестных Европе растений. «Папа». Так называли картошку
индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали
крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины
танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. На корабле, вместе с захваченной
мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка. Тут начались мои
путешествия по суше. Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями
дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же я перестала быть редкостью,

карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок. Но в Европе
не сразу поняли, что у меня главное – клубни. Один английский богач решил угостить
гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из
земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после
того, как картофель зацветёт. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном
блюде были поданы гостям. Кто­то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого­
то перекосилось лицо, кто­то выбежал из­за стола. Ведь ели картошку не с того конца. Не
везде приняли новинку. Кое­где в России даже начались картофельные бунты. Русские
мужики поверили слухам, будто я, картошка, ­ «чертово яблоко», сажать её грех, землю
запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а
самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что
выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего
нужна была дедке большая­пребольшая репка? Что б накормить и бабку, и внучку – семью.
Раньше в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому
крестьянину хлеб. Сытная и урожайная папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а я
картошка, стала для вас и всех других народов Европы вторым хлебом.(Н. Надеждина)
1 ведущий: Сегодня мы будем говорить про хорошо нам известный и любимый овощ –
картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в
стране?
2 ведущий: Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде?
(Анды.)
1 ведущий: Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания.)
2 ведущий: Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста
картофеля? (Пармантье.)
1 ведущий: Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд,
сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с
горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева
благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же
вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые
поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке,
старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив
их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить,
какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде
возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.
2 ведущий: Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф.)
Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что
охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля
на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя
употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

1 ведущий: Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия.)
2 ведущий: Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко.)
История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман.
Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию,
Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только
потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись
на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать
из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».
1 ведущий: Когда у нас сажают картофель? (В последних числах апреля – начале мая.)
2 ведущий: Как летом за ним ухаживают? (Землю боронят, рыхлят, окучивают,
подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.)
1 ведущий: Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить
картофель! Когда нужно собирать урожай? (В конце августа, в начале сентября картофель
можно выкапывать.)
2 ведущий: Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете
собрать осенью?
1 ведущий: От чего зависит урожайность картофеля? От сорта (насчитывается более 200
видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.
2 ведущий: Послушайте в исполнении двух учеников «Оду картофелю».
Слово «ода» из «Толкового словаря» Ожегова означает поэтическое, а также музыкально­
поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью.
1.В одном прекрасном царстве...
2. А может, и не в царстве...
1. Жила­была картошка...
2. А может, не жила.
1. Была она большая...
2. А может, небольшая...
1. Кругла, бела, глазаста...
2. А может, не была.
1. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
2. А если и не сваришь...
1. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
2. А может, посильнее...
1. С огурчиком хрустящим...

2. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!
1 ведущий: А сейчас девочки исполнят частушки о картошке.
1. Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.
2. Мы картошечку сажали
В огороде у ворот:
Зацвели на ней цветочки,
Пусть любуется народ.
3. В огород пришла коза,
Растопырила глаза:
­ Где же лук? А где горошек?
Всё засажено картошкой.
4. Повар жарил, повар парил,
На диване задремал.
А потом вместо картошки
Угольки одни собрал.
5. Братец мой на кухне рыщет,
Целый час картошку ищет,
Ну, а мне­то что за дело,
Я её давно уж съела.
6. Ах, картошка, ты картошка!
До чего же хороша!
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь ­ поёт душа!
7. Я картошку утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картошка – на бровях,
На носу и на ушах.
8. Обожает наш Серёжка
Кушать вкусную картошку.
Даже в чай, кисель, компот
Чуть картошечки кладёт.
9. Саша наш картошку ел
И нисколько не толстел.
Стал наш Саша много есть –
В дверь не может он пролезть.
10. Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез,
А то ели бы доныне
Только репу и овес.
11. Про картошку можем петь
Мы без остановки.
Ох, устали! Дайте нам

Хоть одну морковку!
2 ведущий: Молодцы, девчата! А загадки вы отгадывать умеете?

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
Бурая ­ не мишка,
В норке ­ но не мышка.
(Картошка)
(Картошка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(картошка)
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картошку)

Красный глаз
богатырь Тарас.
Под землю ушел,
10 братьев нашел
Посмотри­ка посмотри,
каковы богатыри.
(Картофель)
1 ведущий: послушайте стихи о картошке.
1. Мы возьмём ведёрки,
Да и в путь дорожку.
Дружба нам поможет
Выкопать картошку.

Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в
Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на
землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить
больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую
версию...
Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де
Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье
книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о
картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)­ писал Чеза де Леон, ­ это особый вид
земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они
покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике,
который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля.
Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить
себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население
повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы,
которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и
плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих
стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к
принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению.
Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в
большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о
картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию
первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но
этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.
Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57
бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого
иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший
способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии
называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями».
Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и
наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли
местные губернаторы. Но затея провалилась ­ народ упорно не желал допускать на свой стол
иноземный продукт.
Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России.
Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением.
Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства,
так и не занял достойного места в питании народа.
Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали небылицы,
которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" ­ ярые противники всего
нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на
могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была
распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным
искушениям и попадет за это в ад.

Естественно, подобные утверждения сводили на «нет» усилия многих популяризаторов
картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы
некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов
рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только
догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время,
и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе,
потеснив брюкву и репу...
Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось
ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом,
необходимым для всех слоев российского общества, ­ картофель охотно ели и богатые и
бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян,
особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в
народе сложилась пословица: «Картофель ­ хлебу подмога».
Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и
растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых,
вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить,
запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям.
Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи ­ блюда из них только выигрывают при добавлении
картофеля. А картофельный крахмал ­ неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда
русской кухни ­ киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в
кулинарии.
Конкурсы:
1. Перенести картошку с одного стула на другой – по 5 человек в команде
2. Собрать мелкую картошку – по 2 человека в команде
3. Из картошки выложить по контуру ёлочку – команда из 2 человек.
4. Выложить дорожку из картошки – команда из 2 человек.
Чаепитие с пирогами из картошки.

Осень - это пора сбора урожая, пора сбора картофеля. Поэтому можно провести праздник, посвящённый этому овощу.

КАРТОФЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «АХ, КАРТОШКА»

Организуйте выставку необычных клубней. Ребята могут дополнить их отдельными деталями: глазки, ручки — спичечные головки, палочки; волосы — нитки, бумага; головной убор — платочек, шляпа и т. п. Установите таблички с названием композиции и именем автора изделия. Хорошо запечатлеть выставочные экспонаты вместе с автором на фото или видео. Можно положить рядом с каждым экспонатом чистый листок бумаги, чтобы желающие могли сами дать название экспонату. Подписи огласите за праздничным ужином.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КАРТОШКА»

Все блюда имеют непосредственное отношение к «виновнице» ужина. Вначале кулинары представляют свои блюда: сообщают название, ингредиенты, возможна творческая реклама (слоганы, частушки с подтанцовкой, куплеты и т. п.).

Парад блюд завершается беспроигрышной лотереей: билеты лотереи получают те участники, которые смогут что-то рассказать о картошке — из истории, рецепт блюда, о ценных свойствах картошки и т. д. К розыгрышу подготовьте жетоны с номерами билетов. Автор показывает свое блюдо, ведущий тянет из коробочки жетон, и обладатель номера получает это блюдо.

Затем проходит дегустация — заранее приготовьте индивидуальные тарелки, вилки, ложки.

КАРТОФЕЛЬНАЯ «УГАДАЙ-КА»

Игра проходит в несколько туров. Ведущий объявляет туры в течение всего вечера либо проводит игру единовременно. Победитель каждого тура награждается специальным призом или лотерейным билетом для участия в затее «Сюрприз из мешка» (из мешка вытаскивают подарки с номерами).

Примерные задания:

Определи вес мешочка с картофелем, подержав его в руке 10 секунд.

Сколько картофелин в прозрачном пакете? (В пакете мелкие клубни, смотреть можно в течение 10 секунд.)

Сколько весит картофельный клубень?

Сколько в прозрачном пакете красных и белых картофелин?

Сколько сантиметров между двумя тарелками с картошкой?

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ИГРИЩА

Подготовьте ножи, посуду для отходов, сырую картошку.

Игра проходит в 7 этапов. За победу на каждом этапе присуждаются очки. Тот, у кого к концу соревнований очков оказывается больше, объявляется победителем и Великим Картофельным Магом. Очки выставляет жюри, состоящее из опытных «картофелеедов».

Конкурсные задания:

1. Кожура — очистить картофелину так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента из кожуры самая длинная.

2. Половинки — разрезать картофелину так, чтобы половинки были равны по весу. Побеждает тот, у кого разница в весе половинок самая минимальная.*

3. Дырокол — проделать в картофелине сквозное отверстие так, чтобы клубень не развалился. Побеждает тот, у кого отверстие самого большого диаметра.

4. Куб — обрезать картофелину так, чтобы получился правильный куб. Побеждает тот, у кого вырезанный многогранник наиболее похож на куб.

5. Пластинка — разрезать картофелину пополам, а затем отрезать от одной из половинок тонкую пластинку. Побеждает тот, у кого срезанная пластинка самая тонкая и притом — самая большая по площади.

6. Соломка — нарезать картофель «соломкой» так, чтобы длина каждой «соломки» была не менее пяти сантиметров. Побеждает тот, у кого получится больше всего пятисантиметровых «соломок».

7. Метаморфозы — путем обрезки превратить картофелину в любой другой овощ, фрукт или корнеплод, например в морковку или ананас. Побеждает тот, у кого получится самая оригинальная и точная копия.

ВИКТОРИНА по теме КАРТОФЕЛЬ

На карточках напишите вопросы и положите в специальный конверт. Участники викторины тянут карточку и отвечают на вопрос. Если ответ неверный, правильный ответ пытаются дать другие участники. Если и им это не удается, ответ озвучивает ведущий. За верные ответы даются призовые жетоны.

В финале участники, набравшие наибольшее количество жетонов, получают призы, остальные награждаются поощрительными призами за участие.

Вопросы:

Назовите родину картофеля. (Перу и Чили)

Где в наше время встречается дикорастущий картофель? (В Центральной и Южной Америке)

Когда, откуда и кем картофель завезен в Россию? (Петром Первым из Голландии)

Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами и глазками)

Как называется насекомое-вредитель, поедающее ботву картофеля? (Колорадский жук)

Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, они ядовиты)

Какие вещества получают из картофеля? (Крахмал, патоку, глюкозу, спирт, клей и т. д.)

Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Нет, клубни — это мясистые утолщения на подземных частях стебля)

Когда и почему в России возникли картофельные бунты? (В 1834 и 1840-1844 годах после указа Николая I об обязательной посадке картофеля)

Как еще называют картофель? (Второй хлеб)

Как в России раньше называли картофель? («Чертово яблоко»)

ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА!

Программу можно проводить в течение дня или провести сразу, включив конкурсы для самых младших, старших, девочек, мальчиков и т. п. В финале вручите призы, разные и по разным поводам: самым быстрым, ловким, метким, смекалистым, артистичным, дружным, знатокам, и т. д.

Самый умелый

Кто быстрее и качественней почистит картофелину.

Самый меткий

Кто точнее попадет картошкой в ведро на определенном расстоянии.

Посади картошку

Участникам дается по ведру с картошкой. Задача — выложить ее в одну линию, клубень к клубню. Кто быстрее «посадит» картошку?

Сборщики картофеля

Задача — с завязанными глазами собрать как можно больше разбросанных вокруг картофелин.

Эстафета

Играют команды. Задача — наполнить кастрюлю картошкой. Картофелины переносятся членами команд по очереди на ложке, зажатой во рту.

Бег с картошкой

Участники соревнования зажимают картофелину между двумя палочками и бегут с ней к финишу. При потере надо поднять картофелину при помощи палочек, после чего двигаться дальше.

Червячки

Победит тот, кто за одну минуту проделает больше дырок в клубне картофеля так, чтобы он не развалился.

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области, Исилькульского района

Якоб Елена Алексеевна

Украинка 2012

Цели праздника :

- развивать творческие способности учащихся,

Предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;

Развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;

Воспитывать разносторонне развитую личность.

Сценарий праздника «Раз картошка, два картошка!»

1 ведущий : Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, ребята! 2 ведущий: Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки. 1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Орехи в земле, а листья на земле. 3. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 4. И зелен, и густ, На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом …(картошка). 1 ведущий: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

2 вед.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

1 вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

2 Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

1 Вед.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

2 Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

1 Вед.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелины (девочки 5 класса) рассказывают: - Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
- Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты! - В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля. - В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

2 вед. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

1 конкурс «Посадка картофеля»

1 вед. Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 5 -х классов. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.

2 конкурс «Попади в ведро»

Ведущий 2. Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7,8 классов. Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

3 конкурс «Презентация блюд из картофеля»

В
едущий
1. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Наступает самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. (участвуют 8-11 классы)

4 конкурс «Танец Картошка»

Вед. 2. На следующий конкурс приглашаются по 4 человека из 10 и 11 классов. (Танцуют парами, упершись в картошку лбами. Темп мелодий меняется. Побеждает пара, не уронившая картошку.) Вед.2 . А сейчас музыкальная пауза в исполнении ребят 7 класса.

(частушки про картошку)

Частушки про картошку:

Вы не сварите обед

Если его в доме нет

С виду вроде бы простой

Это русский хлеб второй

Её люди прославляют

Даже песни сочиняют

Если вырос урожай

Смело лето провожай.

Под землёю как наседка

Она гнёздышко свела

И глазастых своих деток

Нам под осень привела.

Я и жарю, и варю

Её понемножечку

Спасибо русскому царю

За вкусную картошечку.

Я читала в букваре

И слыхала во дворе

Говорил мне старый дед:

Без картошки жизни нет.

Ложка дорога к обеду

К частушечке гармошечка

Мы пропели вам куплеты

Про русскую картошечку.

5 конкурс «Съешь меня вежливо!» Вед 1. Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать, Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг. Из картошки там и тут нужный делают продукт. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед. 2. Ребята, а вы любите есть картошку? Сейчас мы это проверим. Я приглашаю на сцену по 2 девочки из 9-х классов. Нужно очистить и съесть запечённую картошку. Кто быстрее? Вед. 1. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

(инсценировка песни «Антошка», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Вед. 2. В этом году из-за засухи урожай картофеля в нашей местности хуже обычного. Не смотря на то, что мы старались ухаживать за картошкой, уродилась ее мало, и крупной почти нет. Чтобы на следующий год урожай был богатым, посвятим картофелю гимн!

Гимн картошке

1
. Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

2. То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

3. Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.


И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

4. Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

5. Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!


Ведущий 2 : И вот на этой торжественной ноте пришло время подвести итоги . по разным номинациям: (Оглашаются итоги выставки поделок из картофеля) "Самый творческий класс» - «Лучший класс по презентации блюд из картофеля» - «Самая лучшая поделка» - «Чья картошка больше всех?» - «Самый активный класс в уборке урожая» -

(Награждение)

Наша встреча заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке. Сейчас дискотека.

Использованная литература: 1. Я познаю мир/Детская энциклопедия/ Загадочные растения. Астрель, 2006г. 2. Ликум А.Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва, 1994г. 3. Осипов Н./ Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва,1977г. 4. Петров В. М./Осенние праздники, игры, забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера»,2000 5. Интернет-ресурсы

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: