Ресторанный критик Михаил Костин. Вся правда о ресторанной критике

Себастьен Рипари - французский гастрономический журналист, консультирует рестораны более 20 лет; основатель , во Франции, преподаватель гастрономической школы . Рипари «другом шефов».

Слева - Варвик, справа - Рипари

Как понять, что ты готов писать про рестораны?

С.Р. : Ни я, ни Джо не проходили теста, который бы определил, что мы достигли уровня, когда можем писать рецензии на рестораны. На мой взгляд, чтобы стать критиком, должен сойтись пазл: ваша честность (прежде всего перед вами самими), постоянная работа над собой, понимание, что не нужно браться за те темы и критиковать те блюда, которые вы не знаете, постоянная практика, чтение книг, любознательность и многое другое. Естественно, вы не можете анализировать мишленовский ресторан, придя в него впервые, ведь вы никогда не ели в заведении подобного уровня, поэтому вам он может показаться идеальным. Но если у вас есть должный опыт, вы увидите все, что действительно там должны увидеть.

Д.В. : Мне кажется, надо основательно подготовиться: сбросить для начала килограмм пять-десять, потому что главное, что вам придется делать, - пробовать как можно больше и таким образом нарабатывать опыт. Читать книги, по возможности путешествовать, постоянно развивать себя - вот что нужно делать. И когда вы почувствуете, что имеете достаточно опыта, чтобы начать писать про рестораны, тогда и приступайте.

О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость

С.Р. : Как-то раз я пришел в ресторан, отмеченный двумя звездами одновременно с одним важным критиком. Я заметил, что его стакан наполняли вином из бутылки, которую открывали при нем, мне же наливали вино, которое уже до этого было открыто. Конечно, когда в ресторан приходит известный критик, ему хотят угодить. Но если в ресторане семь официантов, шесть из которых обслуживают ваш столик, здесь что-то не так. Настоящий критик видит все вокруг, потому что он пришел работать, а не отдыхать. В том числе и то, как в ресторане обращаются с другими, обычными гостями.

Д.В. : Поверьте, вы почувствуете, когда ваш зад начнут целовать. Разумеется, на основании такого опыта нельзя написать рецензию. Вам всего лишь нужно внимательно посмотреть вокруг, и вы все поймете. И с опытом вы сможете различать, где стараются только для вас, а где - для всех гостей.

Как дружба ресторатора и гастрокритика может навредить им обоим

Д.В.: Одним из принципов хорошей ресторанной критики является анонимность. К сожалению, так работают единицы. Если вы все-таки дружите с шефом или ресторатором, прежде всего нужно оставаться честным. Держать дистанцию - очень тонкое дело, и это приходит с опытом.

С.Р.: Я не могу сказать шеф-повару, что все хорошо, если на самом деле все плохо, даже если он мой друг. Если ресторан плохой, он закроется не из-за ваших рецензий о нем, а просто потому, что он плохой и ничто его не спасет. Это тонкое дело, и надо уметь держать дистанцию, балансировать и придерживаться своих моральных принципов.

Следует ли критику принимать угощения от рестораторов

Д.В. : Ресторанная журналистика - не только рецензии. И мне кажется, нет ничего страшного, когда тебя угощают во время интервью, ведь в данном контексте это зачастую помогает лучше разобраться в теме. Что касается именно рецензий - реальность такова, что у большинства изданий нет денег на походы в рестораны. Кто-то из The New York Times скажет вам, что ходит в рестораны по три раза в день, но это New York Times. В основном издания не могут позволить себе то, что хотел бы сделать их критик (например, большие обзоры и так далее), и поэтому здесь я, наверное, не вправе судить, принимать приглашение в ресторан или нет. Самое важное - оставаться разумным и адекватно оценивать ситуацию.

С.Р. : Я уже много лет не работаю в изданиях на постоянной основе, но когда появляется задача написать резенцию, я отправлю в ресторан тайного гостя вместо себя, чтобы меня не узнали. Я часто получаю приглашения от шефов, потому что им интересно и важно мое мнение. Но я не всегда принимаю эти приглашения - ведь так можно разорваться, тем более я и сам могу заплатить за себя там, где я хочу поесть.

Когда гастроблогеры - проблема, а когда - наоборот

Д. В. : К сожалению, сейчас критика часто сводится к нападкам на рестораторов или шефов. Этим занимаются блогеры, непрофессионалы. Они повсюду. Единственное, что остается делать, - просто игнорировать их. Не бойтесь, люди поймут, где несправедливость. Сюда же - чертов Tripadvisor, ненавижу его. (Некоторые рестораторы, кстати, очень здорово и с юмором отвечают на комментарии в этом и аналогичных сервисах). Порой кажется, что все эти негативные рецензии написаны с одного IP-адреса и напоминают порой нападки бывших любовников. Но если серьезно, это все очень грустно, это дискредитирует индустрию.

Но при этом нельзя делить блоги и прессу на черное и белое - есть прекрасные блоги и есть ужасные печатные издания. Кроме того, есть блогеры, которые выросли в великолепных журналистов. Другое важное качество, которое привлекает меня в блогах, - независимость. Их делают реально независимые люди. Многие из них тратят свои деньги. И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе.

Стоит ли рестораторам реагировать на негативную критику?

Д. В. : Есть два ответа на этот вопрос. Первый - конечно, на претензии надо отвечать. Например, лондонский шеф-повар Том Селлерс из ресторана со звездой Michelin открыл еще одно место - Restaurant Ours (насчет названия было много шуточек, и вообще Селлерс - спорная фигура, но неважно), о нем очень плохой материал в Evening Standart и, на мой взгляд, довольно справедливый. Селлерс вступил в полемику. Но куда катится мир, если ресторатор или шеф начинает войну с ресторанным критиком? Да, плохие отзывы бывают у всех, но надо жить дальше. И второе: лучшее, что можно сделать в данном случае, - продолжать делать свое дело как можно лучше, и, если критика обоснована, постараться прислушаться к ней.

Должны ли критики уметь готовить?

Д. В.: Не думаю, что нужно быть первоклассным поваром, чтобы писать о ресторанах. Вероятно, те, кто пишет про еду, так или иначе заинтересованы в кулинарии, но, повторюсь, не думаю, что они обязаны хорошо готовить. Главное - много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления.

Кому точно можно доверять в вопросе непредвзятой оценки ресторана?

С. Р. : Во-первых, самому себе. Во-вторых - своему окружению, друзьям; можно быть уверенным, что их мнения не куплены и не имеют корыстной цели. Профессиональные критики? Здесь мы сталкиваемся с существенной проблемой: проверять рестораны - обязанность журналиста, но ресторанов много и на все просто физически не хватит времени. Я периодически сталкиваюсь с тем, что журналисты не ходят в рестораны, на которые пишут рецензии.

Почему Себастьен и Джо - звезды гастрокритики, а вы пока нет

С. Р. : Я не считаю себя критиком, скорее - гастрономическим советником. Моя задача - не просто высказывать свое мнение, а помогать рестораторам решать их проблемы (в том числе поэтому я предпочитаю писать о ресторанах, которые мне нравятся, и умалчивать о тех, которые мне не нравятся). Однако сейчас зачастую критика стала всего лишь способом нападок на ресторатора - любой человек может написать о ресторане или его шеф-поваре что угодно, воспользовавшись своим аккаунтом в социальных сетях или сервисом вроде Tripadvisor.

Критиковать легко. Пришел в ресторан и написал: «Здесь как-то прохладно, а еще мне дали не тот столик, который я хотел, отомщу-ка я им за это на Tripadvisor». Люди забыли, что критика должна быть конструктивной и критиковать нужно, для того чтобы, повторюсь, улучшить сервис ресторана, а не для того чтобы отомстить.

Главное в работе критика - не навредить. Профессия шеф-повара и без того сложная: человек отдает себя полностью своему делу, забывает о семье, каждый раз ставит перед собой новые задачи и вопросы, в том числе и психологические. А из-за недальновидности и неопытности плохой критик этого не понимает, и тогда шефу становится еще сложнее.

Оценка ресторана должна складываться из всех нюансов, и учитывать надо все, вплоть до того, что, например, в Париже в отличие от Прованса в ресторане наверняка будет теснее из-за более высокой стоимости аренды помещения; будет меньше персонала из-за необходимости платить персоналу более высокую зарплату и так далее.

Если вам не понравилось блюдо, надо спросить себя: мне оно просто не по вкусу или оно действительно приготовлено плохо? Надо учитывать и культурную составляющую: например, если мы с Джо придем в ресторан, у нас могут быть разные мнения о сервисе и о блюдах - просто потому, что он англичанин, а я француз.

Д. В.: Я писал о ресторанах 20 лет, но никогда не называл себя ресторанным критиком, мне не нравится этот термин. Сейчас тех, кто называет себя подобным образом, так много, что смысл этого термина теряется. Давайте не забывать, что ресторанная критика - это журналистика и она должна быть профессиональной, ею не может заниматься любой желающий.

Да, многие фотографируют еду, пишут о еде, но это не ресторанная критика. Внимание ко всем деталям, непредвзятость, способность видеть в комплексе - вот что отличает настоящую ресторанную критику. Сейчас же отзывы о ресторанах часто сводятся к обвинениям (и это тоже не ресторанная критика). Кстати, если вы пришли в плохой ресторан, иногда лучше не писать о нем вовсе.

Я определил для себя несколько составляющих идеального ресторанного критика: одержимость знаниями, честность, целостность, анонимность, умение идти своим путем, постоянное приобретение опыта и знаний, постоянное развитие. Тогда вы в полной мере сможете видеть и понимать, как обстоят дела в ресторане.

Не выдавайте себя. Анонимность очень важна в карьере ресторанного критика; как только люди узнают, кто вы такой, они будут специально стараться, чтобы вам все точно понравилось, что может помешать дать вам справедливую оценку. И в конце концов, ваших читателей не будут обслуживать точно также, а ваша работа – познакомить их с тем, что в этом ресторане может ожидать обычный посетитель, а не ресторанный критик. Закажите столик под выдуманным именем (иначе они могут узнать вас, увидев ваше истинное имя в газете) и не высовывайтесь (не ходите на приемы, специальный ужины или другие встречи). Не появляйтесь в телевизионных программах и не участвуйте как знаменитость в разных событиях; не принимайте приглашения попробовать блюда от шеф-повара. Если вы выдали себя, то это может сказаться на шквале критики от...

0 0

Ресторанный критик

Особенности профессии

При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он – гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.

Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях...

0 0

Несмотря на то, что ресторанный критик на английском языке называется “food critic” (то есть «критик еды»), критикует он не только и не столько кухню. Задача ресторанного критика - написать профессиональную рецензию ресторана или другого заведения общественного питания. А это значит, что оценить он должен не только кухню, но и винную карту, уровень обслуживания, интерьер и общую атмосферу заведения.

Зачем вообще нужны ресторанные критики? Не будет ли отзыв обычного посетителя более объективным? Нет, не будет. Как раз отзывы «простых людей с улицы» обычно приправлены изрядной долей субъективизма: как говорится, «на вкус и цвет все фломастеры разные». А хороший ресторанный критик должен быть объективен и беспристрастен. Даже если ему не нравятся, скажем, ирландские пабы, он обязан оценить такой паб по объективным критериям, не ориентируясь при этом на личные предпочтения.

Как стать ресторанным критиком? Ресторанный критик - это вовсе не выпускник кулинарного техникума....

0 0

Ресторанный критик - достаточно необычная профессия, о которой многие узнали лишь благодаря пиксаровскому мультфильму «Рататуй». Причем представление об этой профессии у нас зачастую довольно смутное. Чем на самом деле занимается ресторанный критик и как им стать?

Несмотря на то, что ресторанный критик на английском языке называется “food critic” (то есть «критик еды»), критикует он не только и не столько кухню.Задача ресторанного критика - написать профессиональную рецензию ресторана или другого заведения общественного питания. А это значит, что оценить он должен не только кухню, но и винную карту, уровень обслуживания, интерьер и общую атмосферу заведения.

Подводные камни работы ресторанного...

0 0

Ресторанный критик Подходящие образовательные специальности:
Ключевые предметы:

Стоимость обучения (средняя по России): 0 рублей

Описание профессии:


Особенности профессии

Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.

В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов – в ресторанных путеводителях. Ресторанный критик – это дегустатор, кулинар и журналист в одном лице. К хорошей кухне он относится с уважением и разбирается во всех её тонкостях.

При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он – гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный...

0 0

Ресторанный критик – журналист, знаток кулинарии и ресторанного бизнеса, пишущий очерки о работе заведений общественного питания.

Несмотря на то, что ресторанный критик на английском языке называется “food critic” (то есть «критик еды»), критикует он не только и не столько кухню. Задача ресторанного критика - написать профессиональную рецензию ресторана или другого заведения общественного питания. В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов – в ресторанных путеводителях. Ресторанный критик – это дегустатор, кулинар и журналист в одном лице. К хорошей кухне он относится с уважением и разбирается во всех её тонкостях.

Зачем вообще нужны ресторанные критики? Не будет ли отзыв обычного посетителя более объективным? Нет, не будет. Как раз отзывы «простых людей с улицы» обычно...

0 0

Помните знаменитый фильм с Луи де Фюнесом в главной роли "Ресторан господина Септима"? Актер играет там ресторанного критика. Также как и в фильме, человек с такой профессией должен заниматься критикой кухни и писать профессиональные рецензии заведений общественного питания. А сюда входит не только анализ самой еды, но и напитков, обслуживания, атмосферы и интерьера. В общем, всего. Вас заинтересовала эта профессия? Хотите знать, как стать ресторанным критиком?

Учтите, что хорошие ресторанные критики должны быть беспристрастны и объективны, не ориентированы на личные предпочтения.

Как стать ресторанным критиком?

Если вы учились в кулинарном техникуме - это еще не значит, что вы с легкостью сможете освоить эту профессию. Ресторанный критик - человек, являющийся специалистом в области ресторанного бизнеса, знающий все нюансы, имеющий опыт работы в журналистике. Поэтому чтобы стать ресторанным критиком (и не просто публиковать рецензии заведений общественного...

0 0


Ресторанный критик - что это за профессия?

Профессия ресторанного критика большинству россиян знакома лишь по зарубежным фильмам. Однако в последнее десятилетие отечественный бизнес шагает вперед семимильными шагами, и ресторанный критик уже не является диковинным явлением. И все же об этой профессии известно пока очень мало, поэтому так хочется приоткрыть завесу тайны.

Ресторанный критик - кто это?

Большинство ресторанных критиков - это журналисты, публицисты или даже писатели, то есть люди, "владеющие" словом. Грамотный язык - главное оружие ресторанного критика, ведь его задача - красочно передать читателям свои впечатления от заведения, детально описать его интерьер и подаваемые блюда, царящую в ресторане атмосферу. Отзывы о заведениях, как правило, публикуются в солидных печатных изданиях ресторанной или бизнес-тематики. Поскольку в последние пять лет активно развивается блогосфера, то отзывы можно увидеть...

0 0

Ресторанный критик профессия непростая, выходящая за рамки обыденного взгляда на заведение и еду в русле «вкусно/невкусно», «понравилось/не понравилось». Недаром признанными мастерами ресторанной критики становятся лишь единицы. Как отличить подлинное кулинарное творение и правильно оценить сервис кафе или ресторана?

Ресторанный критик должен уметь оценивать не только кухню, а все в целом. Ренато Кучинотта – посол итальянской Конфедерации кондитеров в Восточной Европе и первый ресторанный критик в нашей стране. У него в Байнете есть авторская рубрика «Ужин с Ренато Кучинотта», которая призвана открыть Беларуси настоящую ресторанную критику. В интервью «ЖЖ» господин Кучинотта рассказал о своей профессии и о том, как он оценивает кухню, винную карту, уровень обслуживания, интерьер и общую атмосферу заведений.

СПРАВКА «ЖЖ»

Ресторанный критик – специалист не только в области кулинарии, но в ресторанном бизнесе в целом. Отдельно специальности «ресторанный критик» в...

0 0

10

Я бы в критики пошел - пусть меня научат!

Из русского фольклора.

Ресторанный критик - одно из прелюбопытнейших явлений нашего времени: ни в одном институте этой специальности не обучают, и совершенно непонятно из каких глубин космоса критики все же попадают на нашу планету. Маститые ресторанные критики мирового масштаба напускают тумана, неспешно и многословно разглагольствуя о своей избранности, но так и не раскрывают завесу тайны, где и как они приобщились к столь необычной и вкусной профессии.

Ясно одно - кроме обладания несомненными литературными способностями, ресторанному критику высокого класса необходимо хорошо разбираться в ресторанном бизнесе, умея различать тончайшую вкусовую гамму блюд.

Профессия эта подразумевает знания таких глубин и масштабов, что привычное: «Фу, какая гадость эта ваша заливная рыба!», - не более чем высказывание профана, совершенно ничего не смыслящего в таинстве изысканной кухни.

Хотя, по большому счету,...

0 0

11

Ресторанный критик – эксперт в области кулинарии и ресторанного бизнеса, занимающийся профессиональным рецензированием заведений общественного питания. Как правило, является корреспондентом – работником либо колумнистом какого-нибудь периодического печатного (газета, журнал) либо интернет-издания, публикующего отзывы о ресторанах, барах и кафе. В сферу его интересов входит оценка кухни, винной карты, уровня сервиса, интерьера и всеобщей атмосферы заведения. Альманах рецензий о ресторанах может выпускаться отдельным изданием в виде путеводителя по ресторанам, ресторанного гида.

Ресторанный критик либо ресторанный обозреватель должен иметь непрерывную рубрику в больше-менее достойном издании, должен писать действительно статьи, обзоры, а не переписывать пресс-релизы, не должен быть афилированным с той либо другой ресторанной группой либо рестораном.

Также существуют кулинарные критики и кулинарные писатели, которые специализируются на описании и критике тех либо иных...

0 0

12

Привет всем!

Как и было обещано, мы открываем конкурс рецензий от читателей alarmo.ru "Стань ресторанным критиком".

Теперь у каждого из наших читателей, есть шанс стать настоящим критиком!

Присылайте свои рецензии на самарские рестораны и кафе нашему главному редактору на e-mail . Лучшие рецензии будут опубликованы, а самые лучшие авторы получат призы!

Как получить заветный приз, сертификат на два лица от ресторана "Вассо" на 5 000 рублей?

Дополнительный балл можно так же получить за приложенные фотографии ресторана, который вы посетили.

В конце рецензии надо обязательно выставить оценки заведению по пятибалльной шкале, по следующим критериям:

...

0 0

13

Еврейская кухня – одна из самых загадочных кухонь мира. Хотя ее рецептами полон Интернет, в украинской столице лишь несколько мест, где можно к ней приобщиться

Случилось так, что большинство сотрудников Restoran.ua (впрочем, как и многие киевляне) неравнодушны к индийской кухне. В «Гималаях» бывали неоднократно, и ресторан

Давно мечтали попробовать утку по-пекински. Наконец, подходящий случай представился: для деловой (и одновременно дружеской) встречи выбрали ресторан «Мандарин»

"7 Пятниц" – заведение неординарное. Расположено на углу улиц Богдана Хмельницкого и Леонтовича. Одну из стен главного зала ресторана украшает панорамное фото этих же улиц с высоты птичьего полета

...

0 0

Жизнь ресторатора и шеф-повара немыслима без критика. Сюжет взаимоотношений этих троих – в основе едва ли не каждого фильма о ресторанах: от винтажного «Крылышка или ножки» с Луи де Фюнесом и пиксаровского «Рататуя» до прошлогоднего «Шефа Адама Джонса» с Брэдли Купером.

Любое заведение, будь то ресторан высокой кухни, стремящийся к уровню заветных звезд Мишлен, или небольшая закусочная на несколько столов, открытая на семейные сбережения, зависят от рецензии критика – ведь как иначе о них узнают потенциальные гости, причем нужная целевая аудитория? Именно аудитория, ее численность, определяет власть критика и его вес в общей картине мира ресторана, ведь чем больше читателей, тем важнее, что именно они узнают о ресторане, после чего примут решение идти туда или нет.

Если вспомнить с чего все начиналось, то пятнадцать лет назад, на заре ресторанной критики как жанра, были Светлана Кесоян и Дарья Цивина, авторы ресторанных колонок Афиши и Коммерсанта соответственно. Это было время дорогих ресторанов, бароло и сассикайя, а также анонимной ресторанной критики, когда ресторатор знал критика в лицо, но критик, в свою очередь, стремился сохранить инкогнито. Ресторан был местом светским, и критику читали в основном завсегдатаи, не слишком разбиравшиеся в тонкостях и нюансах – все мы помним цитату из фильма «О чем говорят мужчины» о разнице между крутоном и гренкой.

Все изменилось с появлением Ragout и Delicatessen, и в ответ на гастрономическую революцию начала меняться и ресторанная критика. К большим изданиям добавился The Village, нацеленный совершенно на иную аудиторию и занявший пустовавшую до этого нишу интернет-издания для молодых, модных и современных. Рестораны перестали быть исключительно светскими, с появлением доступного сегмента естественным образом расширилась и аудитория, а на фоне успеха формата гастробистро стали с ошеломляющей скоростью открываться все новые демократичные заведения: от бургерных до хумусных, необыкновенно расцвела уличная еда, которую до этого мы воспринимали исключительно в формате шаурмы у метро и которая не имела никакого отношения к ресторанной жизни.

Сравнительная доступность ресторанов новой волны и расширившийся кругозор едоков породил целое поколение новых критиков: с появлением Инстаграма завести свой блог и высказаться о том, где и что интересного было съедено, может буквально каждый. Хэштэги #foodporn и #мирдолжензнатьчтояем встретятся вам в самых неожиданных местах: от провокационных маек молодых российских дизайнеров до постов Ксении Собчак в социальных сетях.

При всем обилии критиков, будь то профессиональные журналисты или блоггеры, до сих пор, кажется, не определены правила, критерии оценки. Релевантны ли категории вкусно/невкусно? Как выключить из оценки собственные предпочтения и вкусовые привычки? Как сравнивать рестораны между собой? Ходить на дегустации для прессы или ходить инкогнито?

Последнее время ресторанная критика в большинстве своем стала настолько политкорректной, а рецензии такими благосклонными, что читатели стали прислушиваться к мнению блоггеров – если эти блоггеры могли давать альтернативную, не всегда положительную, но обоснованную оценку. На этот же запрос – объективности и градуированной относительности – отвечает проект Insider.Moscow, который публикует рецензии анонимных экспертов, которые ходят в рестораны за свой счет и зачастую противоречат в своих оценках всем остальным критикам, разнося ресторан в пух и прах. Однако, невозможность для читателя оценить глубину их экспертизы делает эту критику интересной, пожалуй, преимущественно профессионалам рынка.

Так что же делает критика критиком? Один из самых известных ресторанных журналистов Великобритании Джей Райнер , ответственный за рестораны в Observer, а также судья шоу MasterChef, говорит, что ключевую роль играет умение хорошо и интересно писать, а уже потом – то, насколько хорошо вы разбираетесь в еде. На десятки писем, приходящих ему каждый день с вопросом о том, как стать ресторанным критиком, он дает один универсальный совет: учиться писать, причем не только о ресторанах, а о событиях в мире, развивая таким образом кругозор, тренируя сознание и нарабатывая навык интересного повествования, который, по большому счету, не зависит от того, о чем вы пишете.

Классическая ресторанная критика, какой мы ее знаем сегодня, это прежде всего журналистика, а значит успех статьи зависит от того, насколько интересно она написана для той аудитории, которая ее читает. Разумеется, статья в The Village будет отличаться от статьи в Tatler, просто потому что аудитория этих двух изданий будет отличаться в том, как они воспринимают информацию и о чем хотят узнать из рецензии, даже если это будет один и тот же ресторан.

С другой стороны, чем больше развивается вкус у читательской аудитории, тем более профессиональной должна становиться и критика – чтобы оставаться востребованной. Как на любом развивающемся рынке, где правила только-только начинают устанавливаться, развитие вкуса у массового «зрителя» происходит неравномерно, поэтому, с одной стороны, критика остается достаточно консервативной и сдержанной (когда последний раз в Афише вы читали разгромную рецензию?), а с другой – в позицию критика становится каждый первый гость ресторана, повествующий миру о своем опыте, который вполне может отличаться от опыта ресторанного обозревателя.

Истина, как это часто бывает, может скрываться в ответе на вопрос «зачем?». Одной из задач настоящего ресторанного критика является не только рассказ о ресторане своим читателям, но и обратная связь, поддерживающая шеф-повара на пути к самосовершенствованию, дающая стимул к работе над собой и развитию своего таланта. Это особенно касается молодых поваров, для которых крайне важно, чтобы их заметили в бурном потоке молодых и амбициозных, ведь за успехом первого ресторана приходит предложение открыть второй. Важно это и для матерых шефов и рестораторов, потому что только критик, обладающий авторитетом и знаниями, может деликатно указать на вырастающую корону и посмотреть свежим взглядом на новые творения.

Особенности современной ресторанной критики обсудят на ежегодной выставке индустрии гостеприимства PIR Expo , которая пройдет с 17 по 20 октября в Крокус Экспо . На профессиональной дискуссионной площадке Центральной арены «Территория идей » соберутся ресторанные обозреватели и критики ведущих московских изданий, а также блоггеры и гастрономические энтузиасты, пишущие о еде, чтобы выяснить, каков кодекс чести ресторанного критика и что отличает настоящего критика от гастрономического журналиста.

«PIR – это прежде всего площадка для дискуссий и обмена опытом, где профессионалы рынка могут получить ответы на интересующие их вопросы из первых уст, - говорит Елена Меркулова, генеральный директор выставки. – В этом году мы впервые устраиваем открытую дискуссию между критиками и рестораторами, и это событие уникально еще и потому, что впервые в нем примут участие международно-известные гастрономические критики: Джей Райнер из Observer, Себастьян Рипари , известный также как основатель Бюро гастрономических исследований, ассоциации защиты уличной еды во Франции и преподаватель школы Ферранди, а также Джо Варвик , ресторанный колумнист The Guardian и автор бестселлера «Где едят шефы».»

Хотите принять участие в дискуссии? Присоединяйтесь к PIR Expo Russian Hospitality Week 2016!

Ресторанным критиком называют специалиста в области кулинарии и ресторанного бизнеса, который на профессиональном уровне занимается рецензированием заведений общепита. Как правило, это журналист — сотрудник или колумнист периодического печатного (журнал, газета) либо интернет-издания, в котором публикуются отзывы о ресторанах, кафе и барах.

Можно сказать, что ресторанный критик - это одновременно и дегустатор, и журналист, и кулинар. К хорошей кухне он проявляет уважительное отношение, при этом разбираясь во всех ее тонкостях. Примечательно то, что в сферу интересов ресторанного критика входит не только оценка самой кухни, но и винной карты, интерьера, уровня обслуживания, а также общей атмосферы заведения.

Нужно заметить, что помимо ресторанного критика существуют также кулинарные критики и писатели, специализация которых базируется на критике и описании тех или иных кушаний, рассказах о приемах и способах приготовления пищи, однако они не занимаются оценкой заведений.

Хотя на английском языке ресторанный критик именуется как “food critic” (т.е. «критик еды»), ему приходится критиковать не только и не столько кухню. Основной задачей этого профессионала является написание качественной рецензии ресторана либо иного заведения общественного питания. Рецензии эти выходят в виде журнальных колонок, теле- и радиопередач, а также в ресторанных путеводителях - специальных справочниках для гурманов.

При всей любви ресторанного критика к еде, он отнюдь не является обжорой - это истинный гурман, которого отличает не лишний вес, а острый нюх и утонченный вкус наряду с чувствительностью к духу заведения и эстетике сервировки. Кстати, настоящий ресторанный критик должен всегда чувствовать, если грубо нарушена рецептура блюда.

Кроме того, у ресторанного критика должен быть отлично развит не столько физиологический вкус, сколько эстетический, так как на самом деле кроме кухни ему приходится критически оценивать атмосферу, интерьер и даже качество обслуживания (включая не только работу официантов, но и швейцара, метрдотеля, даже гардеробщика и служащих парковки). И при этом профессионалу своего дела н нельзя и на секунду забывать об объективности.

Вообще, ресторанную критику называют настоящим разбором как конкретных ресторанов, так и подаваемых в данных заведениях блюд. В статье, написанной ресторанным критиком, в обязательном порядке должна присутствовать оценка винной карты, сервиса, ресторанной кухни и царящей в ней атмосферы. В случае, когда очерке ничего этого не содержит, а имеются лишь похвалы и восторги, это обыкновенная рекламная статья.

Помимо вышесказанного, настоящего ресторанного критика отличает неподкупность. Если он расхваливает ресторан, в котором предлагают отведать позавчерашние пережаренные котлеты или вчерашний винегрет, его статьям никто не будет доверять. Кроме того, открытая недоброжелательность, а тем более клевета по отношению заведению тоже не сулят такому ресторанному критику ничего хорошего. Кстати, в странах, где хорошо развита судебная система, существует практика, согласно которой подобные повадки наказываются жесткими штрафами и крупными финансовыми издержками в пользу пострадавшей стороны.

Если Вам понравилась информация, пожалуйста, нажмите кнопку

Зарабатывать можно, но не сразу. Это длинный путь. Самый яркий пример из известных российских ресторанных критиков, которые сделали себя сами – это Критик Борис . В середине 2000-х годов он начинал как обычный посетитель – за собственные деньги посещал заведения и писал отзывы по своим ощущениям. Сейчас он ведёт передачу на Business FM «Инкогнито, или Кухня без прикрас с господином Б», ездит по стране, его очень активно спонсируют – это видно по паблику. Но у Критика Бориса очень длинный путь. И на этом пути можно заниматься критикой в качестве хобби, развлечения: собирать, коллекционировать свои отзывы, сравнивать с отзывами других людей, понимать, попадаешь ты в тренд или нет.

Чем профессионалы отличаются от дилетантов?

Что такое ресторанная критика? Это оценка либо только еды, либо всего заведения в комплексе. В основном у дилетанта складывается общее впечатление, а профессионал сегментирует: оценивает еду, качество её приготовления и подачи, дизайн блюда, обслуживание, интерьер, даже чистоту туалетов и тому подобное. Опыт в этом деле должен быть огромным. Стать ресторанным критиком за неделю – это нереальная история. Надо потратить много времени, обойти не только местные рестораны, но и побывать в других странах, знать, где и как правильно готовят каждое блюдо, где и как его правильно подают. Как делают паэлью в Испании и в России – это важная история. Кроме того, профессионал не будет уведомлять заведение о своём присутствии, ему важно знать истинное положение дел. А непрофессионалы, как правило, кичатся этим: «Я сейчас напишу о вас отзыв, поэтому будьте любезны сделать всё на высшем уровне». Действуют по схеме гоголевского ревизора.

Учебных заведений для ресторанных критиков нет. Где же этому можно научиться?

Нужны банальные знания об организации рабочего процесса. Если ты занимаешься общепитом, то тебе надо почитать книги хотя бы по маркетингу общественного питания. Нужно знать, как это делается, чтобы понимать, правильную оценку ты даёшь или нет. Другое дело – можешь ли ты отделять личные вкусовые предпочтения от правильности приготовления этого блюда. Классический пример – итальянское ризотто. Понятно, что его готовят по-разному, но оценить это блюдо, не побывав в Италии и не сравнив с российским ризотто, сложно. Учиться нужно на своих ошибках, на опыте, кругозоре, путешествиях. Это специфическая профессия, этому никто и никогда не научит.

Помогают ли в самообразовании книги или фильмы?

Есть шикарная книга «Чеснок и сапфиры» Рут Рейчел, я рекомендую её к прочтению всем, кто хочет стать критиком или уже им является. Она написана весело и смешно, при этом показывает настоящую жизнь ресторанного критика.

Есть классный нью-йоркский ресторатор Дэнни Мейер, и его книга «Высокая кухня. История головокружительного успеха» тоже обязательна к прочтению.

Про кино сложнее. Есть смысл смотреть французские фильмы про поваров. Тот же самый мультфильм «Рататуй»! Стоит посмотреть «Шеф-повара на колёсах», хотя для России это некая утопия. Если ты знаешь кухню изнутри, то смотреть такие фильмы интересно и любопытно, и тем более сравнивать, как там всё устроено «у них». У нас в России серьёзного фильма об общественном питании нет, и скорее всего, не будет. Особенно бессмысленно смотреть сериалы, например, ту же «Кухню».

Кому не подойдет работа ресторанного критика?

Нужен природный вкус и природное обоняние. Я очень сильно сомневаюсь, что критик, который курит или употребляет много алкоголя, сможет по достоинству оценить качество блюда или вина. Кроме того, эта профессия не подойдёт человеку, который хочет быть на виду – это некая «мышиная работа». Не подойдёт она и человеку, который готов идти на компромиссы и хочет всем угодить, если он, например, знает владельца заведения. Не справится с ней и человек с узким кругозором, не владеющий глубокими кулинарными познаниями, который не может отличить сугудай от строганины из осетра или хариуса. При этом не обязательно уметь готовить самому, важно знать, как это делается правильно.

Как проходит «рабочий день» ресторанного критика?

Надо постоянно посещать новые, только что открывшиеся заведения. Успеваешь не везде, поэтому стоит выбирать самые громкие, стараться питаться вне дома как можно чаще. Естественно, нужно заказывать что-то интересное. Заказывать всё время «Цезарь» или борщ и писать об этом отзыв – это смешно! Конечно, рабочий день не нормированный. Начинается он рано утром, а заканчивается поздно вечером. За день накопленную информацию необходимо зафиксировать, записать, а процесс это долгий.

Что вам нравится в профессии больше всего?

Когда ты владеешь большей информацией и знаниями, находишься над ситуацией, тебе всё это интересно. Критик подходит к заведению с точки зрения оценки, и владение этой информацией доставляет некое удовольствие.

А что раздражает?

Очень часто разочаровываешься и остаёшься недоволен. Иногда это чувство сложно погасить, когда ты просто отдыхаешь с друзьями, но замечаешь недоработки и ошибки, которые заставляют нервничать. Поэтому ресторанные критики любят отдыхать не в ресторанах, не в заведениях общественного питания, а где-нибудь на природе, где ничто не может испортить времяпрепровождение.

Ресторанному критику приходится много есть. Не вызывает ли это проблем со здоровьем?

Проблемы могут возникнуть, если переедать, но даже в этом случае есть множество средств, например, креон, который улучшают пищеварение. В моей практике был случай, когда за один день нужно было объехать 11 точек и в каждой поесть, попить и вынести свою оценку. Это сложно, но есть решение: спортзалы, бассейн, зарядка и гречка с овощами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: