Конспект занятия на тему "валентинка из соленого теста". Методическая разработка открытого урока «Лепка из соленого теста. Подсвечник "Кот"

Светлана Железниченко
План-конспект открытого занятия «Поделки из соленого теста»

Тема занятия : «Изготовление поделки из соленого теста Ёжик » .

Форма занятий : занятие - фантазия .

Тип занятия : комбинированное.

Методическое оснащение : рисунки зверей, технологическая карта.

Оборудование и материалы : карандаши, краски, кисти, солёное тесто .

Цель : познакомить учеников с особенностями лепки из солёного теста ; развивать логические способности, сравнительные умения учеников; воспитывать трудолюбие, аккуратность; поощрять самостоятельность и творческий подход к работе; применять здоровьесберегающие технологии.

Обучающие : содействовать приобретению навыков обобщения и анализа материала, выделению основных элементов, наиболее характерных для различных представителей животного, умению соединять их с другими, создавая фантастические образы.

Воспитательные : способствовать формированию экологической и нравственной культуры личности ребенка.

Развивающие : создавать условия для развития интереса детей к живой природе, развития творческих способностей и фантазии.

1. Организационная часть : приветствие; проверка рабочего места и инструментов детей; повторение правил ТБ при работе с соленым тестом и рабочими инструментами.

2. Основная часть.

Закрепление пройденного материала.

Работа с карточками.

На сегодняшнем уроке мы будем лепить из теста . Рассмотрите внимательно фигурки, подумайте и скажите, из каких частей состоит первая фигурка-морковка? Какими приемами было выполнено туловище? Назовите приемы, которые использовались при лепки колобка? Посмотрите на две картинки, чем они отличаются? Какая у них особенность? (Верхние фигурки – объемные, нижние плоские) .

Физкультминутка тематическая.

Хомка-хомка-хомячок

(И. п. – стойка, руки на поясе, на каждое слово поворот вправо, влево.)

Полосатенький бочок.

(И. п. - основная стойка, руки вытянуты вдоль туловища-

на каждый слог наклон вправо, рука правая скользит по туловищу и ноге вниз. На второй слог наклон влева, левая рука скользит вниз, правая вверх.)

Хомка раненько встает.

(И. п. руки вверху, потягиваются, встают на носочки.)

Шейку моет.

(Массируют руками шею.)

Ушки трет.

(Трут ушки руками.)

Убирает хомка хатку.

(На каждый слог движения руками вправо влево-имитация подметания метлой.)

И выходит на зарядку. (Маршируют.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

(На слово «раз» руки вытянуты в стороны, на слово «два» сгибаются в локте по направлению к плечам, на слово «три» руки разгибаются и т. д.)

Молодцы, ребята, веселый, сильный хомячок из вас получится.

3. Практическая часть.

Изучение нового материала.

Творческое задание. Выполнение поделки из соленого теста «Ежик» . Дети должны придумать название своему животному.

Последовательность выполнения поделки :

Скатать шарик. Положить его на стол и примять рукой.

С одной стороны вытянуть тесто щипком , чтобы получилась головка с носиком.

Взять спички и разломать каждую надвое. Воткнуть спички в тесто- это будут иголки .

Две спички воткнуть головками наружу на месте глаз, одну – на месте носа. Высушить игрушку на дощечке, раскрасить ёжика, когда высохнет.

Упражнение на дыхание

Представьте, что у вас на ладони лежит кусочек ватки. Какой он по весу? Давайте на него подуем! Упражнение «Сдуй ватку» 4-5 раз.

4. Заключительная часть.

Выставка детских работ. Комментарии детей. Самоанализ работ. Анализ работ педагогом.

Публикации по теме:

Вначале готовим тесто, берем стакан соли "Экстра", стакан муки и пол стакана воды. Тесто должно получится эластичным. Все тесто готово.

Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепке) для детей дошкольного возраста «Угощение для игрушек из соленого теста».

Конспект занятия по лепке «Хлеб, хлебобулочные изделия» (из соленого теста) для детей 6–7 лет Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Задачи: Образовательная: Учить детей задумывать содержание.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Корзина с розочками-подарок маме» Лепка из соленого теста: «Корзина с розочками, подарок – маме». Цель: Создание условий для проявления творческой активности детей через.

Дети очень любят лепить из соленого теста. Оно не прилепает к рукам и очень мягкое на ощупь. Тесто для лепки я делаю своими руками перед самой.

Дети очень любят лепить всевозможных зверюшек из пластилина, однако, к сожалению, такие великолепные статуи совсем недолговечны. Чтобы сделать.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема:Фантазии из соленого теста

Цель урока: научить детей изготавливать шаблон снежинки и лепить из солёного теста

по этому шаблону новогодний подарок. Закрепить приёмы лепки овал, шар,

прищипывание, соединение деталей поделки между собой.

Задачи урока:

Учебные:

Изготовить несложный шаблон снежинки из

Научить детей вырезать по шаблону контур

снежинки.

Формировать умения и навыки работы с соленым

Украшать снежинку из солёного теста различными

материалами.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся:

любовь к природе;

желание наблюдать за объектами природы;

аккуратность и трудолюбие;

стремление закончить начатое;

творческое начало в деятельности ребенка.

Развивающие: Развивать у учащихся:

психические познавательные процессы

(восприятие, внимание, память, наглядно- образное

и логическое мышление, речь);

художественный вкус и творческие способности;

эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Тип урока:сообщение нового материала, комбинированный с использованием ИКТ -

технологий.

Методы: наглядный, словесный, проблемный, метод самостоятельной работы.

Материалы и оборудование

Для учителя: Образец изделия. Фотографии сувениров из солёного теста. Иллюстрации

произведений декоративно- прикладного творчества из солёного теста. Проектор.

Компьютер. Презентация Power Point.

Для учеников:соленое тесто, стеки, баночки с водой, кисточки, акварельные краски,

бусины, бисер, деревянные зубочистки, колпачки от фломастера, влажные салфетки,

бумага, ножницы, карандаши, прямоугольные треугольники, валики для раскатывания

теста, целлофановые пакеты для теста.

Межпредметные связи:литература, окружающий мир, изобразительное искусство,

технология.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Настрой на мотивацию.

Сообщение педагога: “Из истории изделий из

солёного теста у разных народов”.

Решение кроссворда.

Разгадывание загадки.

III.Весёлая физкультминутка.

IV. Практическая работа:

Повторение правил техники безопасности при

Изготовление шаблона снежинки из бумаги.

Лепка снежинки из солёного теста.

V. Рефлексия.

VI. Завершение. Церемония на сплочение детского коллектива

Ход урока

Доска оформлена фотографиями народных поделок из соленого теста. На рабочих столах

–наборы для работы с соленым тестом, клеенка. Форма одежды –школьный костюм и

рабочий фартук.

I.Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

II. Настрой на мотивацию:

1.Сообщение педагога: “Из истории изделий из солёного теста у разных народов”.

По оформлению доски вы, ребята, догадались, что сегодня мы будем делать какой- то

сувенир из соленого теста. Когда- то давным- давно, в седую старину, люди начали лепить

хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Из теста

выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и

воды являлось стариннымобычаем, и применялось для выполнения фигурок в

религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из

соленого теста в церемониях преклонения перед своими божествами. В Германии и

Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские

сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы

вывешивались в проемах окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения

приносят хозяевам дома удачу и благоденствие (Слайд 2). В Греции и Испании во время

торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные

пышными орнаментами (Слайд 3). В странах Восточной Европы, в Польше, Чехии

популярны большие картины из теста. Такие картины не раскрашиваются и имеют

обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным (Слайд 4). Когда

главным символом Рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста

рождественские украшения, баранки, пряничные “козули”, которыми одаривали своих

друзей и родственников в знак любви и уважения. Для сохранения украшений от поедания

мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло

соленое тесто. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных,

так называемых “жаворонков”, с которыми встречали весну. На Руси изделия из муки и

соли (мукосольки или хлебосольки) пошли с севера страны. “ Дарю вам мукосол, чтобы

были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили на праздники в русских

деревнях (Слайд 5). Хотя поделки из тестаочень древняя традиция, но и в современном

мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы

стало очень популярным материалом для творчества: оно очень эластично, его легко

обрабатывать. Это экологически чистый материал, приятен для рук, практически не

оставляет грязи. Работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

2. Решение кроссворда:

Сегодня мы займемся лепкой из соленого теста, но вот что мы будем лепить и зачем, мы

узнаем, разгадав следующий кроссворд: (Слайд 6,7)

Кроссворд

1.В новой стенке, в круглом окне, днем стекло

разбито, а за ночь вставлено.

2.Какой это мастер на стекла нанес и листья, и

травы, и заросли роз?

3.Зимнее стекло весною потекло.

4.Начинает календарь месяц с именем...

5.Зиме начало, году конец.

6. С неба – звездой, в ладошку – водой.

7.Человечек непростой: появляется зимой, а весною

исчезает, потому что быстро тает.

Разгадав кроссворд, мы выяснили, что будем лепить из соленого теста подарки к Новому

году, но что именно? Разгадаем для этого загадку.

3. Разгадывание загадки.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

Конечно, мы будем лепить снежинки. Посмотрите ребята на фотографии. Это снежинки

под микроскопом. Какие удивительные, красивые узоры и ни одного похожего. (Слайд 8)

III.Весёлая физкультминутка.

А сейчас перед работой разогреем руки пальчиковой гимнастикой. Читаем дружно хором

(Слайд 9)стихотворение и в такт сжимаем пальчики:

“Мы тесто месили, мы тесто месили.

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём”.

IV. Практическая работа:

1. Повторение правил техники безопасности при работе.

Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила техники безопасности при работе с

ножницами (Слайд 10)

Храни ножницы в указанном месте, в

определённом положении.

Клади на стол так, чтобы они не свешивались на

край стола.

Не держи ножницы острыми концами вверх.

Не оставляй их в раскрытомвиде.

Не режь на ходу.

Передавай ножницы закрытыми, держа за рабочую

часть, кольцами от себя.

И правила техники безопасности при работе с соленым тестом:

При работе с соленым тестом избегайте попадания

крошек в глаза.

Будьте осторожны при работе с острыми

режущими инструментами.

Ноги должны твердо опираться всей подошвой об

Корпус нужно держать прямо или слегка

наклонить вперед.

2. Изготовление шаблона снежинки из бумаги.

Сначала приготовим шаблон из бумаги, по которому будем делать наш подарок -

снежинку. Согнём лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Приложим к сгибу

острый угол прямоугольного треугольника и проведём карандашом линию, внимательно

посмотрите, как это показано в презентации (Слайд 11). Согнём бумагу по этой линии и

ещё один раз,как показано в презентации (Слайд12). Карандашом нарисуем несложный

узор, по которому вырежем снежинку. Развернём бумагу, у нас получился шаблон

снежинки, у каждого свой, неповторимый (Слайд13).

3. Лепка снежинки из солёного теста.

Для работы нам понадобятся инструменты и приспособления (Слайд14), лежащие у вас на

столах, и соленое тесто, которое вы заранее приготовили дома по следующей рецептуре: 2

стакана муки, 1 стакан соли “Экстра”, 1 стакан воды (Слайд 15).

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста. Из теста лепят почти так же, как из

пластилина или из глины. Шарики катают в ладошках или на столе. Если шарик не

получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. Для того, чтобы прикрепить

один кусочек теста к другому, используется вода. Необходимо брать немного воды, чтобы

тесто не размякло и не липло к рукам. Аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем

только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь. Поверхность теста на

воздухе очень быстро сохнет, поэтому на рабочем столе тестодолжно находиться в

плотно закрытых целлофановых пакетах. Каждый раз берите столько теста, сколько вам

нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.

Шаг 1. Скатаем шарик в ладошках или на столе.

Шаг 2. Раскатываем шарик теста в лепёшку до

толщины примерно 5 мм.

Шаг 3.Приложив шаблон к тесту, аккуратно по

контуру вырезаем стекой снежинку. Ведите стеку

медленно и плавно, чтобы на краях разреза не

образовывались трещины (Слайд16).

Шаг 4. Украшаем снежинку, выдавливая ручкой

узоры и “впечатывая” в тесто бисер, стеклярус,

кнопки (Слайд17). Делать это надо сразу же после

лепки, иначе тесто покроется корочкой и вместо

отпечатков получатся некрасивые проломы.

Обычно элементы из соленого теста хорошо

прилипают друг к другу. Но иногда (например,

когда один из элементов уже засох) место

соединения надо предварительно смочить водой с

помощью мягкой кисточки. Это необходимо

делать и в том случае, если вы хотите добавить

какие- нибудь детали к уже подсохшему изделию.

Кстати, таким же образом можно починить

разбившиеся изделия.

Шаг 5. Делаем стержнем от ручки дырочку для

крепления снежинки на ленточку.

Шаг 6. Акварельными красками можно слегка

раскрасить снежинку (Слайд18).

Шаг 7. Даем снежинке подсохнуть в естественных

условиях до следующего занятия.

V. Рефлексия.

Какиезнания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии?

Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. Еще в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения религиозных обрядов. Широкое распространение этот вид деятельности получил в ХІХ веке.

В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Потом ремесло было почти забыто. А в 20-х годах ХХ столетия оно возродилось как художественный промысел.

Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.

Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить.

.

Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.

Вообще, не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.

Работая с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи, я на собственном опыте убедилась во взаимосвязи моторики рук с развитием речи. В процессе работы идет активное речевое общение и с воспитателем, и со сверстниками.

Сосредоточив свое внимание на поделке, ребенок имеет возможность проговаривать свои действия. И даже когда задана какая-то общая тема, каждый стремиться внести свои коррективы. Лепка из соленого теста может и должна иметь место не только на занятиях, но и в свободной детской деятельности. Организовать этот процесс не трудно, так как готовое тесто долго хранится в целлофановом пакете или в смоченной салфетке. Для приготовления теста мы используем следующие рецепты:

Рецепт 1.

500 г муки, 150 г соли, 1 кружка воды, (пищевые красители)

Смешать в миске муку и соль. Чтобы сделать массу цветной, нужно добавить пищевые красители в воду. Быстро соединить необходимое количество воды со смесью муки и соли. Перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой поверхность. Вымешать до однородной массы. Тесто готово.

Рецепт 2.

1/2 ст. муки, 1/3 ст. соли, ¼ ст. воды, пищевые красители.

В воде развести краску необходимого цвета. Постоянно перемешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто. Скатать в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.

Ромашка

Конспект занятия по лепке из соленого теста

Задачи: учить создавать композицию из отдельных деталей; ; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, кисточки, скалки.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. А что это за цветок догадайтесь сами.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки - хитрые девчонки -

Только улыбаются в ответ.

Вот какое красивое стихотворение. Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.

Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».

В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста. Для этого нам понадобится мука, вода, соль, гуашь. Сейчас я вас научу делать тесто для лепки. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто.)

Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.

Наши белые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

Практическая часть

Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.

Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.

Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.

Заключительная часть

У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:

Цветы для мамы

Я пришел сегодня к маме

С поздравленьем и цветами.

Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ

И сказала, что цветы -

Небывалой красоты.

Эти маки, эти розы

И ромашки, и мимозы

Я не рвал, не получал,

Я их сам нарисовал.

Конспект занятия по лепке из соленого теста выполнила И. Малявко

Конспект занятия по лепке из соленого теста. Тема: «Нерпенок на льдине».

Программное содержание.
1. Учить детей создавать образ животного.
2. Закреплять умение работать с солёным тестом, закрепить приемы раскатывания, оттягивания, сплющивания, тщательно сглаживать поверхность.
3. Развивать образное восприятие и представление, воображение, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать самостоятельность, творчество, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.

Материалы : иллюстрации с нерпами на льдине, игрушка – нерпенок, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, горошинки черного перца для глаз, щетинки от зубной щетки.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, дидактические игры, рисование.

Ход занятия:

Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу. На прошлом занятии мы говорили об обитателях Ладожского озера и озера Байкал.
Сколько много слов посвящено этим замечательным озерам.
Люблю свой край,
Карелию родную
Люблю ее природу красоту
И Ладогу с глубокою водою…
А эти строки посвящены Байкалу.
Люблю свой край,
Люблю его природу,
Седой Байкал
С прозрачною водой…

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпа)
- Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось?

Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Ладоги и Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот таких нерпят, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой работы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпенка:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из теста, которое осталось, сделаем 2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки (2маленьких шарика), глазки (2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:
Мы с тобой снежок слепили (круговые движения по левой ладони)
По дорожке прокатили.
Круглый, крепкий и холодный (движение ладонями вверх, вниз)
Из снежинок плотный, плотный.
Пальцами его помяли (вертят с помощью пальцев)
И ладошку поменяли.
Он в руках вращается (по другой ладони)
Нам он очень нравиться.
А теперь играем в прятки (в кулачке прячем)
Где снежок?
Найди дружок (открываем).
- Самостоятельная работа детей.

Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть.

Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)

- А теперь, возьмите своих нерпенят в ладони легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.
- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а
посмотрите на маму нерпу, слезы у нее исчезли и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
Однажды в сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.

Открытый урок

Тема: «Удивительное соленое тесто»

(5А класс)

Разработала учитель технологии школы- гимназии:

Сухарева Римма Николаевна

г. Макинск

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель обучения: Объяснить учащимся значение изделий из теста в пи­тании человека, ознакомить с видами теста и изделиями из него; научить готовить изделия из теста;

Цель воспитания: Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратно­сти;

Цель воспитания: Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Методы обучения : беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, приспособление для

изготовления поделок, выставка изделий из соленого теста.

Ход урока

    Организационный этап.

Приветствие

Проверка учащихся

Выявление дежурных

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.

Устный опрос. Загадки:

1) В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.

2) Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня

должны.(мука)

3) Отдельно – я не так вкусна.

Но в пище – каждому нужна (соль)

4) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя. длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы в месте с ним

Нарисуют дом и дым (краски и кисточки)

5) Чинишь рваную тетрадь. Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать,

чтоб быстрее высох (клей)

    В водный инструктаж.

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель урока: Научиться правильно работать с тестом.

Изделия из теста издревле являются люби­мыми продуктами питания человека. Их многообразие - от обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов - от­ражает многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции на­рода

Объяснение учителя.

Мука - основной продукт в приготовлении теста. Этот питая тельный порошкообразный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур.

Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. дл Они являются носителем всех необходимых для организма пита-1 тельных веществ.

В зависимости от вида используемого зерна различают пшеничную, ржаную, кукурузную муку, которая в зависимости от качественных показателей делится на товарные сорта. Качество муки 1 определяется по ее цвету, запаху, вкусу. Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус, внешний вид - зависит от качества муки. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приго­товлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.

Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекаются хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и кондитерские изделия, из нее приготавлива­ют такие блюда, как пельмени, блины, оладьи.

Какие сорта муки вы знаете?

Какие виды теста вы знаете?

Какие изделия из получаются из дрожжевого теста?

Из песочного теста?

Из пресного теста?

Перед использованием муку проверяют на доброкачествен­ность: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы.

Перед употреблением мука проходит первичную обработку -просеивают ее через сито, чтобы удалить из муки случайно попав­шие посторонние примеси и улучшить пекарные свойства муки, насытить ее кислородом.

Немного из истории

Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…

Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.

На доске вы видите иллюстрации изделий из солёного теста и поделки из теста.

Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется:

Материалы и инструменты

1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пше­ничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки об­ разуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

2. Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.

3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоц­веты, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении ком­позиций.

5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепрони­цаемым покрытием.

6. Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания дета­лей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Карманная расческа с помощью, которой можно отпечатать ребристый продоль­ный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в тесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек. Маникюрные ножницы, кото­рые помогут сделать иголки. Чеснокавыжималка и чайное ситечко.
Если тесто пропустить через них, то получаются кудряшки в форме
спагетти, с помощью которых вы сможете сделать моделям волосы, шерсть, крону деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной фор­мы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы,
благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть вопло­щено все, на что только хватит фантазии.

Технология изготовления изделий из соленого теста

/. Замес теста

2. Лепка изделий.

3. Сушка и обжиг изделий

"4. Лакировка изделий

5. Раскрашивание изделий

6. Цветовые эффекты. Соляное глазурование

Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150°С, многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.

7. Эффект сдобной выпечки

4.Повторение правил техники безопасности

5. Практическая работа

Сейчас вы все подумайте, какую бы композицию или картину вы хотели слепить, а затем приступайте к работе. В работе вам помогут распечатки, которые находятся у вас на столе, где дано как можно изготовить ту или иную поделку.

Композиции из природного материала, будет долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

6. Итог урока

Выставка готовых поделок. Оценивание работ самими учащимися.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: