Что не кошерно. Что такое Кашрут, Кошерный и Кошерная пища – простыми словами. Особенности кошерного питания и продуктов

Сегодня многие люди, не являющиеся евреями и не имеющие отношения к закону Моисея, стали увлекаться системой кошерного питания. Это вызвано не религиозными соображениями, а желанием оздоровить рацион, сделать его максимально приемлемым для усвоения организмом человека. И это правда, питание, в основе которого лежит употребление кошерных продуктов, действительно правильное и очень хорошо влияет на здоровье человека. Вот и сегодня мы расскажем вам, что значит кошерное питание и какие продукты являются кошерными. Приступим?


Что это значит?

Если попытаться узнать, что такое кошерное питание, то суть будет примерно такой: это питание экологически чистыми и полезными продуктами, рациональное и продуманное, отвечающее законам кашрута, или кошера – определённых норм и правил иудаизма. Конечно, эти правила мало волнуют людей, стремящихся к здоровому питанию: для них главное – собственно кошерные продукты, и здесь нет ничего непонятного – если ничего не усложнять.

Кошерные продукты обозначаются специальным знаком кошерности, гарантирующим человеку, соблюдающему принципы кошерного питания, их полезность, экологичность и высокое качество; стоят эти продукты дороже, чем обычные, в том числе и натуральные – право ставить на них специальный знак требует обязательной сертификации, а это всегда повышает стоимость любого товара. Да и производить натуральные, полезные и качественные продукты стоит намного дороже производства синтетических и искуственных заменителей.

Надо сказать, что еврейские законы, подробно описанные в Торе – Книгах Моисея, с древних времён предъявляли самые строгие требования к каждой стороне жизни человека, в том числе к продуктам питания и способам их приготовления. Слово «кошерный» в переводе с иврита значит «пригодный», в данном случае пригодный в пищу продукт. И это на самом деле так.

Список продуктов

Попробуем коротко перечислить основные продукты, считающиеся кошерными по Торе.

Какое мясо является кошерным?



Начнём с мяса. Какие виды мяса относятся к кошерным продуктам? Это баранина, козлятина, говядина; мясо диких травоядных животных – оленей, лосей и др. Обязательными условиями кошерности мяса являются раздвоенные копыта животных и их способность жевать жвачку – если налицо только одно из этих условий, мясо животного считается некошерным. Другие условия – забой животного определённым способом и правильная обработка его мяса: это одна из основных причин дороговизны кошерных продуктов питания.

Что значит кошерная рыба?

У кошерных рыб тоже должно быть два главных признака: плавники и чешуя. Нам, по незнанию, может быть непонятно второе условие, однако чешуя есть не у всех рыб: её нет у угрей, сомов, акул, а также осетровых, в русской кухне издавна считающихся деликатесными – следовательно, и чёрная икра тоже некошерна. Устрицы и прочие моллюски, как и ракообразные, к рыбам не относятся, но чешуи и плавников не имеют, и потому считаются некошерными; как видим, прямой связи между кошерностью и здоровым питанием тут не прослеживается – разве моллюски и другие морепродукты вредны для здоровья?


Птица в кошерном питании

О признаках некошерных птиц в Торе ничего не говорится, но перечисляются некоторые из них, в основном падальщики и хищники. Кошерных птиц тоже необходимо забивать и обрабатывать особым образом.

В кошерном питании запрещено есть насекомых, грызунов (в том числе кроликов и зайцев), пресмыкающихся и земноводных. Для некоторых насекомых – саранчи и других, Тора делает исключение; мёд тоже разрешается – это объясняется тем, что он не относится к продуктам, вырабатываемым организмом пчёл, являющихся насекомыми – а откуда же он тогда берётся? Не надо быть зоологом, чтобы знать, что мёд производится именно пчёлами, и как раз является продуктом, образующимся в процессе их жизнедеятельности, но то, что мёд считается кошерным – хорошо.


Правильное приготовление

Дальнейшие предписания, относительно кошерного приготовления пищи, у многих до сих пор вызывают недоумение: не вари козлёнка в молоке его матери. Кому может прийти в голову варить мясо козлёнка в молоке козы – по крайней мере, в нашей культуре питания? Здесь всё проще (хотя можно было прямо и объяснить): имеется в виду несовместимость молока и мяса.

Согласно кошерному питанию, нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты; нельзя есть их в один приём пищи; верующие евреи даже используют для их приготовления разную посуду и хранят её отдельно – впрочем, того же требуют любые санитарные нормы, предъявляемые специальными службами в разных странах. Другое дело, что некоторые евреи даже готовят молоко и мясо на разных плитах, но это тоже имеет мало отношения к здоровому питанию и сочетаемости продуктов.

Молоко евреям разрешается употреблять только через 6 часов после мяса – вот в этом нам следовало бы у них поучиться. После молока можно есть мясо через полчаса – не совсем правильно (это слишком рано), но лучше, чем есть всё одновременно, как в западной кухне. После сыра есть мясо можно тоже через 6 часов – тоже очень полезное предписание.

Молоко употребляется только кошерных животных: за процессом их дойки и изготовлением продукции следит доверенный раввина.

Кошерный хлеб должен выпекать еврей, отделяя от него и сжигая маленький кусочек теста (халу); в большой пекарне евреи должны хотя бы включать печи и следить за процессом выпечки.


На яйцах не должно быть пятен крови – так иногда бывает, но мы на это обращаем мало внимания – просто моем их. Варят яйца в специальных кастрюлях, по 3 штуки за раз.

С растительными продуктами проще – на первый взгляд. Насекомые и червяки запрещены Торой к употреблению в пищу, и верующим приходится не только тщательно пересматривать муку, крупы, зелень и бобовые, но и проверять все овощи, фрукты и ягоды – у нас этому придаётся гораздо меньше значения, хотя специально есть червивые плоды, конечно, никто не станет.

Кошерные напитки и вина

С напитками в питании тоже не всё понятно: с точки зрения кошерности и некошерности рассматриваются только напитки, содержащие виноград или его производные.


С вином вообще всё сложно, и потому оно стоит гораздо дороже любых качественных вин: французских, испанских и т.д. Кошерное вино изготавливается только евреями, а виноград для него собирается в определённое время на виноградниках, возраст которых не меньше 4-х лет; отдыхать такой виноградник должен раз в 7 лет.

Перед началом производства вина совершают жертвоприношение и молитву, а на заводах в это время останавливаются другие производственные процессы. Добавьте сюда постоянную стерилизацию оборудования и коммуникаций – не только с целью обеззараживания, но и с целью очищения в религиозном смысле. В субботу работать нельзя – производство останавливают; видеть процесс изготовления вина нельзя посторонним – иначе всё придётся начинать заново.

Если к продуктам, предназначенным для приготовления кошерного вина, случайно прикоснётся немец, француз – в общем, не еврей, вино из таких продуктов утратит свою кошерность - вот здесь принципы здорового питания и чистоты конечной продукции уж точно ни при чём.

Часто кошерные вина пастеризуют, считая, что в этом случае они останутся таковыми даже тогда, когда их будет открывать кто угодно – то есть, даже открывать и разливать кошерные вина могут только евреи. Доходит до того, что кипятить требуют даже виноградный сок – какая уж тут польза? Интересно, что они делали раньше, пока Луи Пастер не сделал свои знаменитые открытия?

Из того, о чём тут рассказано (хотя это только основные моменты), понятно, почему эти вина так дороги – виноделы сегодня всё чаще отказываются от таких процессов, производя обычное вино.

Вместо заключения

Законы Израиля, связанные с питанием и продуктами, если разобраться, имеют значение только для евреев и для их веры – к жителям других стран они не имеют отношения, поэтому вряд ли стоит называть те или иные продукты кошерными только потому, что они натуральные и экологически чистые.

Относительно спиртных напитков из винограда у евреев есть мнение, что они могут использоваться в религиозных обрядах других народов – действительно, всем известно, что в христианстве существует «вино причастия»; используется вино и в других религиях. Вообще-то с таким же успехом можно было бы запрещать напитки из других плодов и ягод, но речь идёт только о винограде – так что здесь речь о религиозных обычаях, а не о принципах питания и здоровья.

Все запреты и предписания, связанные с питанием, согласно Торе, не объясняются никак – это чисто религиозный подход, а здоровое питание и польза здесь и рядом не стояли.

Тем не менее, кошерные продукты, как и еда, приготовленная из них, намного полезнее и безопаснее обычных. Производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования, а уж мясную продукцию проверяют постоянно – поэтому качество продуктов на порядок выше. В скотобойнях проводятся специальные исследования животных – они все должны быть здоровыми перед убоем, и не иметь никаких травм. Очень важно и то, что при выращивании таким животным не дают гормоны и антибиотики.


Конечно, вывод напрашивается сам собой: питаться согласно кошерному питанию в нашем современном мире очень сложно, можно даже сказать невозможно, мы не найдем столько кошерных продуктов в наших магазинах, но кое-какие полезные моменты для себя можно взять на заметку.

Краткое руководство по кашруту

Древние законы кашрута изначально насаждались из соображений гигиены. Принято было считать, что мясо одних животных более полезно для здоровья, чем мясо других. Запрещалось употреблять в пищу мясо животных и птиц, питающихся падалью («нечистых»). Вот основные принципы кашрута:

# Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Все немясные и немолочные продукты (овощи, фрукты , рыба, хлеб) относятся к промежуточной, нейтральной категории (парев). Парев можно сочетать как с мясными, так и с молочными продуктами. Если продукт наряду с молочными ингредиентами содержит животный жир, пища становится некошерной.

# Запрещается пить вино и другие напитки из винограда, приготовленные не-евреями (на напитки не из винограда этот запрет не распространяется).

# Запрещается употреблять в пищу некошерное мясо (свинина и крольчатина). Также наложен запрет на потребление мяса, молока и яиц «нечистых» животных. Крабы, речные раки, омары, моллюски, устрицы и морские гребешки - также некошерные продукты. Наземные животные считаются кошерными, если они жвачные и парнокопытные, поэтому свиньи - некошерные животные и их мясо есть запрещено. Кошерная рыба - всякая рыба, имеющая чешую и плавники, поэтому крабы и креветки считаются некошерными.

Кошерные правила употребления мяса

# Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным «резником», «шохетом».

# Кашрут строго запрещает потребление продуктов, содержащих кровь, поэтому печень перед приготовлением обязательно варят.

# Перед приготовлением для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо вымачивается в холодной воде, после чего воду сливают, мясо тщательно просаливают, чтобы вся поверхность мяса была покрыта тонким слоем соли крупного помола. Обработанное таким образом мясом следует употребить в пищу в течение 72 часов. Мясо, не прошедшее такую обработку, употреблять запрещается.

Покупка кошерных продуктов

С одной стороны, в Израиле, США и в других западных странах со значительными еврейскими общинами существует развитая пищевая промышленность, которая в состоянии производить любые количества любых кошерных продуктов, тем более что кашрут вызывает интерес и у мусульман. По оценке специалистов, почти 40% всех производимых в США продуктов соответствуют требованиям кашрута, о чем свидетельствует специальная маркировка. В Израиле, например, подавляющее большинство предприятий пищевой промышленности выпускают только кошерную еду, есть много кошерных ресторанов, кафе и т. д. Большое количество кухонных приспособлений упростили процесс приготовления пищи и в домашних условиях. Но следует заметить, что кошерные мясо и птица стоят дороже обычных. Если хотите найти настоящие кошерные продукты, обращайтесь в магазины, продающие только кошерные продукты, или проконсультируйтесь у раввина. На упаковке некоторых кошерных продуктов есть зарегистрированные символы кашрута. В некоторых магазинах можно найти даже кошерные энчиладас, тайские фаршированные блинчики и прочие экзотические блюда.

Однако в некоторых случаях сложно определить, является ли продукт кошерным, или нет. Например, йогурт - очень вкусный, популярный и питательный молочный продукт. Многие производители добавляют в йогурт желатин (делающий его консистенцию более густой) и кусочки фруктов. Это уменьшает калорийность йогурта и обогащает его вкус. Но желатин - животный продукт, поэтому не может сочетаться с молочными продуктами. Выходит, йогурт - некошерная пища? Также разногласия вызывают натуральные красители, которые входят в состав многих продуктов. К примеру, натуральный краситель на основе моллюсков или ракообразных считается некошерным, поэтому некошерной будет и любой продукт, в котором он используется.

10/07/2014 17:31

Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Кашрут, на идише кошер, – это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Кошер переводится, как «подходящий», «пригодный».

Юлия Шапко

Время на чтение: 2 минуты

А А

Основные принципы кошерного питания

Кошерная еда изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Определение «кошерности» пищи описаны в Торе. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному здоровью человека.

Еще важным аспектом, указанным в Кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества , животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.

, соответствующие описанию Торы:

  • Мясо – говядина, баранина, козлятина, оленина, мясо лосей и др. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызун (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными.Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник) – специально обученный человек. Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
  • Птица – куры, утки, гуси, перепела, голуби и мясо индейки.
    Запрещено есть мясо хищных птиц и падальщиков.
  • Яйца только кошерных птиц считаются кошерными. Если оба конца яйца имеют одинаковую форму (оба заостренные или круглые) они не являются кошерными.
  • Рыба — только та, что содержит чешую и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными — так же, как моллюски и ракообразные.
  • Молоко – только от кошерных животных.Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (в разных холодильниках) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов.
  • Насекомые. Разрешается есть только четыре вида пустынной саранчи. Остальные насекомые находятся под запретом.Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
  • В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями, виноград собирается в определенное время на виноградниках в возрасте не меньше 4-х лет, посторонние не должны видеть процесс изготовления – только такое вино считается кошерным.

Помните, кошерное питание – это не новомодная диета или направление в приготовлении пищи. Истинное кошерное питание – это полное соблюдение религиозных канонов не только в еде, но и в духовном мире.

Полезно ли кошерное питание?

Сейчас в магазинах стали появляться продукты с отличительным знаком кошерности.

Нельзя уверенно сказать, что кошерное питание полностью сбалансированное и здоровое. Но то, что кошерные продукты полезнее и безопаснее — это неопровержимый факт.

Эти продукты не содержат красителей, стабилизаторов, синтетических добавок, ГМО, лекарственных препаратов, обработаны и упакованы в стерильной обстановке, а это — главные показатели качества и полезности для человеческого организма.

Поэтому-то сегодня и представители других религиозных конфессий стали часто выбирать кошерные продукты.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Еврейский народ живет в самых разных сторонах мира, но при этом их кухня совершенно не зависит от места, где они обитают. Евреи верны своим традициям. Следуя своей вере, у них допускается к употреблению только кошерная пища.

А что в принципе представляет собой кошерная пища, которую одобряет Священное писание? Какие продукты, и при каких условиях попадают на еврейский стол. Давайте разберемся с этим подробнее.

Кошерная пища – это продукты, которые допускаются к употреблению кашрутом. Так обозначаются прописанные правила, относительно того какие продукты считаются допустимыми к употреблению, а также каким образом их нужно готовить.

Понятие «кошерный» означает пригодный, хороший. Это понятие может употребляться не только в отношении еды, кошерным может быть человек, вещь или положение вещей.

Кошерная и не кошерная пища

В Библии прописано, каких животных можно употреблять в пищу. Это должны быть животные с раздвоенными копытами, а также те, которые жуют жвачку.

Существуют также кошерные правила того, правильно убивать этих животных. Считается, что забивая животное кошерным способом, человек причиняет ему минимум страданий.

У евреев принято давать устное разрешение мясникам на убийство животных. Это означает, что животное правильно убивают, а также разделывают: туше до конца выпускают кровь, осматривают на пригодность, непосредственно перед готовкой тушу отмачивают в подсоленой воде.

Если говорить о растительной пище, то считается, что она вся кошерная.

Мясо

Больше всего предписаний, кошерная еда содержит относительно мяса. Кошерная еда включает в себя животных, которые являются и травоядными, и парнокопытными в один момент.

Это значит, что в пищу можно употреблять:

  • коров;
  • овец;
  • лосей;
  • газелей;
  • горных козлов;
  • жирафов.

Свиней евреи, как и мусульмане не едят, так как это животное, не жующее жвачку, а также оно всеядное, то есть мясо свиньи нельзя считать «чистым». Не кошерным является есть также мясо больных животных или тех, которых подстрелили, охотясь на него. Из туши к употреблению пригодна только первая часть его тела. Если рассматривать это на примере коровы, то начиная с вымени, кушать корову уже не допускается.

Птица

Что касается домашней птицы, то у евреев допускается в пищу та птица, которую умертвил резник, опять-таки с устного позволения.

Такое мясо птицы может быть голубем, индейкой, курицей, гусем, перепелом, уткой и так далее. Яйца также можно есть от птиц, которые считаются допускаемыми в пищу.

Рыба

Кошерной считается та рыба, на которой присутствуют плавники и чешуя. Может быть, вы об этом не задумывались, но эти элементы имеют не все виды рыбы.

А значит, нельзя есть осетра, угорь, акулу, дельфина, сома. Из даров моря нельзя кушать также раков, лобстеров, креветок, мидий, устриц.

Как сочетать продукты между собой?

Рецепты такой пищи предполагают к тому же определенную сочетаемость продуктов и то, что за чем, можно есть. Между собой продукты разделяются на три группы: нейтрального, молочного и мясного характера. Рыбу называют нейтральной, но при этом она не идет в сочетании с блюдами из мяса.

Кашрут представляет собой очень строгий свод правил, настолько, что молочные и мясные продукты не полагается разделывать на одной доске, столе, готовить их нужно в разной посуде. Но, если подумать логически, то можно догадаться, что все эти правила сходятся с обычными правилами гигиены. В своде, которых, предполагается отдельный нож и доска для мяса, рыбы и так далее.

Кошерное питание, прежде всего, преследует интересы человека. Чтобы он кушал безопасную к употреблению еду.

Питание в самолете

Интересно, что такое питание можно встретить даже в самолете. Если вам необходимо лететь в самолете, то вы можете предварительно сделать заказ перед полетом в самолете на предмет кошерного обеда. Аэрофлот, его компания знает, что евреи люди строгих правил, именно поэтому из списка предложенных меню можно выбрать кошерный обед.

Кроме того в самолете вам могут предложить диетическое питание, детское, низкокалорийное, встречается бессолевое питание, азиатская пища, мусульманская.

Итак, аэрофлот предоставил вам возможность сделать такой заказ, уже в самолете вы получите такое питание в картонной коробке. Открыв коробку, вы обнаружите не только продукты питания, но и сертификат о кошерности еды.

Также опытные путешественники заметили, что в такое питание аэрофлот включает большее количество продуктов. Выбор блюд довольно широкий.

Это на заметку путешественникам, если очень хочется есть, то заказывайте в аэрофлоте именно такое питание.

Если говорить о российских авиалиниях, то есть компания, которая так и называется «Аэрофлот». В интернете много отзывов о том, что компания «Аэрофлот» предлагает своим клиентам очень достойный кошерный обед. «Аэрофлот» заботится о своих клиентах, воспользовавшись услугами компании «Аэрофлот» хотя бы из любопытства закажите такой обед.

Рецепты

И под конец, чтобы было наглядно понятно, что представляют собой кошерные блюда. Публикуем рецепты. Рецепты очень простые и вкусные.

Такие рецепты придутся по вкусу всем, не только евреям.

Фаршмак классический

Фаршмак представляет собой традиционную еврейскую закуску из селедки. Для ее приготовления вам понадобится: 500 грамм слабосоленой сельди, 150 грамм репчатого лука, 100 грамм кислых яблок, 100 грамм сливочного масла.

Готовится такое блюдо очень просто. Филе из селедки нарезается произвольными кусочками, также поступаем с очищенными яблоками и луком. Все ингредиенты забрасываем в блендер, смешиваем. Собственно закуска готова.

Подается фаршмак с черным хлебом и зеленым лучком.

И еще рецепты, которые крайне просты в приготовлении.

Оладьи с зеленью

Такие оладьи могут стать вкуснейшим завтраком или ужином. Для них вам понадобится: 400 грамм свежей зелени, это может быть любая зелень, 50 грамм зеленого лучка, пара яиц, стакан молока, полтора стакана муки, половина чайной ложки разрыхлителя, растительное масло, соль по вкусу.

Зелень и лук необходимо промыть и мелко нарезать. Муку смешиваем с разрыхлителем. Яйцо нужно взбить с молоком и к нему добавить зелень с луком. Взбивая эту массу, постепенно к ней добавляем муку. Добавляем муку до тех пор, пока тесто не станет похоже по консистенции на сметану. Обжариваем оладьи на растительном масле. Подавать такие оладушки нужно со сметаной.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: