Традиционные блюда старообрядцев села Камское,приготовляемые в русской печи. Традиционная кухня старообрядцев забайкалья

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19).

Две седмицы Великого Поста за плечами. Говорит народная пословица: вода камень точит. Как хорошо она приложима ко времени Поста! Камень - наше застывшее сердце, через грехи, нечувствие, отвращение от нужд ближнего покрывшееся толстой коркой. А вода очистительная - в покаянии и молитве. Если не оставляем их, то мало-помалу сможем достучаться до глубин сердечных и обновиться, очиститься от скверн греха.

Изделия из пресного теста

Какие особенности имеет пресное тесто, приготовленное в пост? Мы не можем положить в него яйцо для его укрепления. Наши действия из-за этого в большей степени зависят от “характера” муки, от силы ее клейковины. Если мука хороша, и вы постарались сделать очень тугое тесто (соотношение вода:мука = 1:3 по объему, и не забудьте посолить - добавление соли тоже немного укрепляет тесто), то получите отличное тесто для вареников. Но вполне может возникнуть ситуация, когда качество муки оставляет желать лучшего, сил промесить тесто не хватает, нет мужской силы на подхвате. Тогда можно налить воды больше (1:2,5), но быть готовыми к тому, что тесто “поплывет” в процессе варки, вареники или иные изделия будут скользкими, разваливающимися. С молитвой и терпением отнеситесь к этому и со смирением (оно завсегда полезно) кушайте. В дальнейшем, при использовании той же муки, можно “побороть” слабость ее характера, изменив способ приготовления: сварить на пару (это будет уже нечто вроде мант), или обжарить в масле (как чебуреки). Для обоих этих способов тесто требуется помягче. Интересные варианты теста получаются при замене воды рассолом или иной жидкостью. Есть методики, использующие воду горячую, тесто при этом получается особого вкуса, с небольшой сладостью, и воды на такое тесто уходит больше. Тесто можно использовать непосредственно, для лапши, галушек, для гарнира или как составляющую для супа, а можно - как оболочку для начинки: жареной капусты или других овощей, картофельного пюре, грибов, лука, зелени, свежих или замороженных ягод с сахаром, вареных и перекрученных сухофруктов, фасолевого или горохового пюре и даже каши: например, пшенной или гречневой.

Лепешки

Готовим обычное пресное тесто, даем ему отлежаться минут двадцать, раскатываем в небольшие тонкие кружочки и обжариваем их с обоих сторон. Подаем на стол, где приготовлены разные начинки: фасолевый паштет, салат из свежих овощей, тушеные овощи, а, может быть, и варенье, фруктовый салат. Начинку выкладываем непосредственно на лепешки и съедаем сразу вместе с “тарелкой”.

Галушки

Пресное тесто, замешанное на воде, раскатать в корж толщиной 1 см, разрезать полосами шириной 2-3 см, отщипывая от каждой полосы небольшие кусочки, бросать в подсоленный кипяток (или овощной, грибной бульон). Тесто для галушек можно готовить и из смеси пшеничной и гречишной муки. Вареные в воде галушки отцеживают и заправляют зажаркой из лука. Вареные в бульоне галушки едят вместе с жидкостью.

Вареники с грибами

Замочить и отварить 150 г сухих грибов, мелко накрошить, добавить 2 обжаренные на масле луковицы, 2 ложки крошек с черствой булки, перец, соль, немного грибного бульона, все вымесить и слегка протушить. Тесто - обычное для вареников. Тонко раскатать, слепить маленькие вареники и варить. Подавать, облив маслом.

Постные манты с тыквой

Для приготовления мант нужна специальная посуда: пароварка или кастрюля со съемной верхней частью, куда вставляются решетки с мантами (каскан, мантоварка). Тесто: на 1 кг муки пол-литра горячей воды, соль, - хорошо вымесить, дать полежать. Фарш: нарезанная мелкими (полсантиметра) кубиками тыква, соевое мясо соразмерными кусочками в равных пропорциях с тыквой, специи: соль, красный перец, аджиномото. Тесто раскатывать тонкими кругами размером с небольшое блюдце. На середину выкладывается фарш, столовая ложка с горкой. Тесто защипывается сверху: мешочком или фигурно. Решетки смазываются растительным маслом. Выложить на них манты (не тесно, а то слипнутся), вставить в кастрюлю, где уже кипит вода и варить на пару 45 мин. Подавать с соусом: соевый соус (классический, корейский, коричневый) вполовину разбавить водой, добавить самую малость уксуса, красный перец (ощутимое количество), измельченный чеснок.

Вареники с вишнями

Сделать тесто из муки на воде, не очень крутое, раскатать на тоненький корж. Вишни очистить от косточек, посыпать сахаром. Сок, который стечет, переварить с сахаром. Лепить маленькие вареники, отварить, отцедить на дуршлаг, полить на блюде соком. Подавать холодными.

Вареники с яблоками

Для начинки возьмем 800 г яблок, 1/2 стакана сахара. Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину, нарезать соломкой, пересыпать сахаром, приготовить вареники из не очень тонкого теста и сварить их. При подаче на стол вареники посыпать сахаром или полить медом.

Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца

(Из слова о Евлогии монахе и о нищем расслабленном)

Не сказано, братие, - претерпевший сколько-нибудь спасен будет, а сказано: “претерпевший до конца спасен будет” (Мф. 10, 22). А у нас этого-то, именно, чтобы терпеть до конца, и нет. Случается, что мы принимаемся за добрые дела с полною горячностью и одушевлением, но проходит немного времени, и мы к доброму делу, за которое взялись, становимся все холоднее и холоднее; а иногда и перед самым концом его, когда бы только оставалось получить за него венец, бросаем его и, таким образом, все ваше дело уподобляется храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее (Мф. 7, 26. 27).

Нет, не так должны поступать мы. Уж если что начал доброе, так доводи до конца, не поддаваясь искушениям; а то как раз дьявол вырвет венец уготованный тебе, и награда твоя пропала.

Один инок, по имени Евлогий, встретив на улице нищего, лишенного употребления рук и ног, сжалился над ним, и в душе дал пред Богом такое обещание: “Господи, во имя Твое, возьму сего расслабленного и буду покоить его до смерти, чтобы, ради его, спастись. Дай мне терпение, чтобы служить ему”. Затем сделал предложение расслабленному поселиться у него в доме, и, когда тот согласился, взял его к себе. Прошло пятнадцать лет. В продолжение этого времени Евлогий служил расслабленному как отцу: всячески берег его, мыл, кормил сам переносил с места на место. Позавидовал дьявол такому терпению Евлогия и, желая лишить его достойной награды, вложил в сердце расслабленного гнев и злобу на Евлогия. И вот, дотоль кроткий, убогий начал всячески хулить и поносить Евлогия и, несмотря ни на какие с его стороны увещания и мольбы, довел его, наконец, до того, что Евлогий пришел в отчаяние. Что мне делать? говорил он знакомым инокам, расслабленный меня приводит в отчаяние. Бросить ли его? Но боюсь нарушить обещание, данное пред Богом. Не бросить? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Иноки предложили ему обратиться за советом к великому Антонию, и Евлогий послушался их. Антоний ему и расслабленному сначала сделал увещание жить в мире, и в заключение обоим сказал им: “Искушение, дети, пришло вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Теперь не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга и лишить награды”. Убежденные Святым, Евлогий и расслабленный прожили после того в мире, только четырнадцать дней, и затем скончался Евлогий, а чрез три дня последовал за ним и расслабленный.

Итак, братие, будьте терпеливы. Возьмитесь за доброе дело, доводите его до конца и не ослабевайте в нем. Иначе награда пропала. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62), говорит Сам Господь. Аминь. (прот. В. Гурьев, Пролог, 12 сент.)

Мартюшева Варвара Александровна

Исследовательская работа по традиционной культуре питания старообрядцев села Камское.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийские краеведческие чтения юных краеведов-туристов

Исследовательская работа

Традиционные блюда старообрядцев

села Камское, приготовляемые в русской печи

Выполнила: Мартюшева

Варвара Александровна,

Ученица 9 класса

МБОУ Камская СОШ

Руководитель: Новоселова

Наталья Юрьевна,

Учитель истории и краеведения

МБОУ Камская СОШ

Камское, 2013

Введение с. 3

Глава I

История строительства дома с. 5

Глава II

Интерьер жилища с. 7

Заключение с. 14

Источники и литература с. 15

Приложение с. 16

Введение

Старообрядчество – это религиозное движение, возникшее в XVII в. в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего из-за церковной реформы Никона.

На территории села Камское старообрядчество существует с давних пор (приложение № 1). В настоящее время на территории села Камское проживает 6 семей старообрядцев, общей численностью 15 человек.

Питание – одно из условий существования человека. С древнейших времен приготовление пищи было не столько удовольствием, сколько жизненной необходимостью. Способы приготовления блюд и их дальнейшее Данное исследование актуально в свете сохранения культурного наследия. Кроме того, изучение традиционной кухни старообрядцев восполняет пробелы в изучении культуры нашего села, а также этнографических особенностей его отдельных групп, в частности, старообрядческого населения.

Гипотеза : в данный исторический период рецепты приготовления традиционных блюд могут сохраняться и передаваться из поколения в поколение.

Объект исследования : традиционная культура старообрядчества.

Предмет исследования – традиционные блюда старообрядцев села Камское, приготовляемые в русской печи.

Географические рамки исследования охватывают территорию села Камское. Для сравнения и дополнения использовалась также информация по традиционной пище старообрядцев из соседнего Пермского края и Сибири.

Хронологические рамки исследования – конец XIX - начало XXI в.

Цель исследования : изучение и систематизация традиционных блюд старообрядцев села Камское.

Задачи:

  1. описать традиционные блюда старообрядцев села Камское;
  2. выявить какие факторы способствуют сохранению, изменению или утрате элементов интерьера традиционного жилища.

Методы исследования: работа с респондентами, анализ ресурсов Интернет-сети, анализ источников и литературы, сравнение, описание, работа со справочным материалом.

Основным источником для решения поставленных задач послужили данные, полученные от респондентов. Их сведения позволили значительно расширить рамки исследования, поскольку память хранит сообщения родителей и дедов. В качестве вещественных источников к работе приобщены фотоматериалы.

Описание традиционной пищи старообрядцев северноуральского крестьянства середины XIX – начала XX вв. представлено в Очерках этнографии северноуральского крестьянства «На путях из Земли Пермской в Сибирь».

Кроме того в своей работе я использовала ресурсы Интернет-сети.

Материалы исследования будут использоваться на уроках краеведения, а также будут переданы в районный архив и музей Истории и культуры г. Воткинска, где с ними смогут ознакомиться все желающие.

Глава I

Особенности старообрядческой пищи

Церковная реформа патриарха Никона разделила православных на «нкониан» и старообрядцев, поставив перед последними проблему осознания собственной идентичности и необходимость отделить «своих» от «чужих». Оказавшись под запретом, как бы вне общества, старообрядцы вынуждены были приспосабливаться к условиям гонений и выработать свою линию поведения, чтобы защитить собственный уклад и свое понимание благочестия . Стремление сохранить свою веру определило обособленность их проживания, замкнутость . Это в свою очередь способствовало сохранению ими русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и русской национальной кухни этого периода.

Стойкому сохранению традиционных особенностей в пище старообрядцев также способствовали большая роль натурального уклада в их хозяйстве и повсеместное бытование русской печи. Кроме того, состав пищи во многом зависел от хозяйственной деятельности семьи, степени зажиточности, природной среды . Религиозные традиции способствовали сохранению старинных блюд и режима питания. Так у старообрядцев существовало множество запретов и ограничений в том, что касалось пищи и ее приема. Нельзя было употреблять в пищу картошку, сахар, использовать дрожжи, пить чай, кофе, вообще использовать покупные продукты. Объяснялось это пагубностью их употребления в связи с особенностями их происхождения или греховностью самих продуктов. В магазине покупали лишь немолотое зерно и как исключение – соль. Продукты питания, купленные на рынке, в магазине и т. п. как «замирщенные», необходимо, было перед употреблением освятить молитвой, иначе есть их было нельзя. Со временем некоторые ограничения были отменены соборами, так в 1912 г. разрешено было есть картофель, а в 1972 г. – макароны. Тем не менее, до конца своей жизни прабабушка строго запрещала покупать что-либо в магазине кроме муки и соли . Существовал запрет и на «смешение в посуде». «Христианам кладези иметь собственные… У мирских из своей чаши, а коль паче из их сосудов не питии, ни ясти…» .

Правила сохранения ритуальной чистоты соблюдались и при подготовке пищи в печи: огонь запрещалось разжигать спичками . Поэтому прабабушка сохраняла огонь в загнете, или выбивала его «чиканьем» из специальных камней .

Некоторые ограничения сохраняются и в наши дни. Бабушка и дедушка строго соблюдают время приема пищи и очередности (первым есть начинает старший). У каждого в семье есть отдельная посуда. Трапезе обязательно предшествует молитва и ею же она заканчивается. ибо «стол, начинающийся и оканчивающийся молитвою, никогда не оскудеет»

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что важную роль в старообрядчестве играли строгий аскетизм, приверженность старым традициям, ограничение в пище. Но вместе с тем необходимо отметить, что современное старообрядчество уже отличается от старообрядчества традиционного. Ослабляется фанатизм и замкнутость. «Мы живем в миру и вынуждены приспосабливаться к этому миру» - говорит моя бабушка. Пищевые запреты и строгость следования традициям предков постепенно стали уступать своё место «обмирщению».

Глава II

Традиционные блюда старообрядцев, приготовляемые

в русской печи

Традиционная кухня старообрядцев основывается на традициях и обычаях русской национальной кухни, её кушанья просты, но в то же время разнообразны. Рацион ежедневного питания и распорядок потребления пищи определяется постами. В соответствии с этим стол делится на скоромный (молочно-яично-мясной) и постный (растительно-грибной). Блюда приготовлялись из мучных, молочных, мясных и растительных припасов.

Процесс приготовления пищи сводился к варке или к выпеканию продуктов в русской печи, причем эти операции велись обязательно раздельно. То, что было предназначено для варки, отваривали от начала и до конца, то, что было предназначено для выпекания, только пекли. Тепловая обработка пищи заключалась в нагреве теплом русской печи, сильном или слабом, трех степеней – «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу». Кушанья получались скорее томлеными или полутомлеными-полутушеными, отчего приобретали совершенно особый вкус. Секрет в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. В округлых пузатых горшках содержимое прогревается со всех сторон, не пригорая.

«Хлеб – всему голова», - гласит русская пословица. Именно хлеб был основой всего питания. В семье моего прадеда Ильина Захара Анатольевича (1897 года рождения) и прабабушки Ильиной Татьяны Ивановны (1905 года рождения) пекли преимущественно ржаной бездрожжевой хлеб. К ржаной муке иногда добавляли ячменную. В голодные годы добавляли натертый сырой картофель, кабачок или тыкву. Пекли хлеб обычно раз в неделю. Дело это сложное и трудоемкое. С вечера прабабушка готовила гущу (закваску). Для этого в деревянную кадку (квашню) наливала теплую воду и добавляла изюм, затем ставила ее в теплое место. Когда изюм закисал, прабабушка добавляла ложку ржаной муки (в настоящее время моя бабушка вместо ржаной муки добавляет муку второго сорта). Иногда в данную смесь также добавляли вареный толченый картофель или другие овощи (сырые или вареные, тертые). Иногда для закваски прабабушка использовала сушеную, либо свежую смородину. Когда закваска закисала (на поверхности появлялись пузырьки и специфический кислый запах) вновь добавляли воду, муку, соль (до консистенции сметаны). Снова ставили квасить на несколько часов в теплое место. Как только тесто подходило, его замешивали погуще, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. Квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. Когда тесто было готово, его делили на крупные гладкие хлеба. Моя прабабушка выкатывала хлеб в специальном деревянном корыте – сельнице. Выкатанный хлеб выкладывала на тканевые, густо посыпанные мукой салфетки (платы) в берестяные или плетеные из ивы хлебницы. Поднявшийся хлеб из хлебниц перекладывала на деревянные лопаты и оправляла в русскую печь. Хлеб прабабушка выпекала на поду, или на капустных листьях. Хранили испеченный хлеб в специальных хлебницах-туесках. В них же его и на стол подавали. В настоящее время в нашей семье придерживаясь старых традиций также пекут бездрожжевой хлеб, используя при этом пшеничную муку первого или высшего сорта. Подготовленные к выпечке караваи кладут в сковороды и выпекают как раньше в русской вольной печи.

Использовалась моими предками и пшеничная мука, из которой по праздникам приготовлялись любимые лакомства детей – сдобные калачи, разборники из квашеного теста, ооладьи и блины. На праздники также пекли пироги. «Красна изба углами, а обед пирогами» - утверждает русская пословица. Пекли их разных размеров и формы: маленькие и большие, круглые и квадратные, вытянутые и треугольные, открытые (растягаи) и закрытые. А какой только начинки не было: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцом, кашей, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, горохом. Пекли пироги из разных видов теста: дрожжевые, пресные и слоеные. Были пироги выпеченные на поду и пряженые (испеченные в масле). В настоящее время в нашей семье также пекут самые разнообразные виды пирогов. Но особенно часто пекут кулики (приложение №) и шаньги (картофельные и наливные).

«Щи да каша – пища наша», любила приговаривать моя прабабушка. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Немного крупы или зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет. Готовить их было несложно, но важно было соблюдать правильное соотношение крупы и жидкости. Изменяя их пропорции, хозяйка могла приготовить рассыпчатую, крутую, вязкую и жидкую каши. Очень часто моя прабабушка готовила пшенную или гречневую кашу с тыквой или просто тыквенную на молоке. Самой дорогой считалась рисовая каша. ЕЕ ели с медом и топленым коровьим маслом только в праздничные дни. Без каши не обходился ни один семейный обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. Ставили кашу в печь в глиняном горшке. Вбирала она в себя печной дух, становилась пышной и вкусной. Гречневую, пшеничную, пшенную, ячневую кашу в нашем доме ставят в печь и по сей день. Приготовленная в печи каша имеет совершенно иной вкус и аромат.

В печи приготовляли также различные супы. «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит», учила мою маму прабабушка. Щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне в скоромные дни или без мяса в постные дни. Очень часто в щи прабабушка добавляла различную крупу. Весной вместо капусты заправляла щи молодой крапивой или щавелем. Варили в печи и «губницу» - суп грибной с пшеном и картофелем, рыбный и картофельный суп. Кто хоть раз в жизни пробовал хлеб, кашу или суп, приготовленные в печи, не забудет их удивительный вкус и аромат.

Одним из старинных кушаний, приготовляемых в нашей семье, является кулага ржаная. Процесс ее приготовления затягивался на сутки и более. Сначала готовили солод. Для этого проращивали рожь. Когда она давала ростки ее трепали, складывали в льняной мешок, затем укладывали на печь – пропаривать. За процессом пропаривания тщательно следили. Рожь должна быть постоянно влажная, печь должна быть горячей, мешок нужно было периодически переворачивать и переминать, поддерживая определенную температуру. Сверху мешок укрывали ватным одеялом. Готовая пропаренная рожь приобретала темно коричневый цвет. После этого пропаренную рожь высыпали из мешка и просушивали на открытой печи. Пропаренную и просушенную рожь несли на мельницу и мололи, получая ржаной солод. Прабабушка очень часто молола рожь на домашней мельнице, позднее на мясорубке. Готовый солод смешивали с ржаной мукой добавляли воды до консистенции жидкой сметаны. Данную смесь переливали в чугунок и ставили в русскую печь с утра до вечера. Вечером доставали из печи и давали остыть до температуры парного молока. В получившуюся смесь добавляли закваску (гущу или кусок теста) и оставляли квасить до утра. Утром снова ставили в печь. Готовая кулага получалась розовато-красного цвета со сладковатым привкусом. Ели готовую кулагу с медом. Иногда в кулагу добавляли калину, получая новое блюдо – «калинницу»

Из молочных продуктов в печи, как и раньше, в нашей семье готовят топленое молоко и творог. Свежее молоко ставят в глиняных крынках в печь на ночь. Готовое молоко имеет розовато-кремовый цвет и неповторимый вкус. Другим молочным продуктом является творог , который употребляли в пищу как самостоятельное блюдо, либо использовали его в качестве начинки для пирогов. Из готового творога на зиму (когда нет молока) готовили сушеный творог. Для этого готовый творог отцеживали, выкладывали на лист и ставили сушить в вольную печь. Использовали сушеный творог для приготовления похлебок, больших пирогов с капустой (глухарей), маленьких пирожков. Блюда с сушеным творогом являлись очень дорогим кушаньем, поэтому готовились редко, по великим праздникам, либо к приходу уважаемых гостей.

В печи готовили мясо и рыбу. Их включали в первое блюдо, добавляли в качестве начинки в пироги. Из свинины и говядины в печи готовили холодец.

Так как более половины дней в году были постными, когда определённые категории продуктов запрещены, поэтому в нашей семье, как и раньше, преобладают грибные и овощные блюда, кушанья из зерна, лесных ягод и трав. Овощи употребляем в пищу не только в сыром, но и вареном, пареном и печеном виде. С давних пор в семье готовят в печи паренки. Для того чтобы приготовить тыквенные и яблочные паренки, овощи нарезают тонкими кусочками, выкладывают на лист, затем ставят в русскую печь на ночь. К утру паренки готовы. Едят их обычно перед десертом или в качестве десерта. Для приготовления морковных, свекольных и калежных паренок, овощи нарезают брусочками или тонкими ломтиками. Затем укладывают в чугунок и добавляют немного воды, плотно закрывают крышкой. Ставят чугунок в русскую печь на ночь. На следующий день остывшие паренки выкладывают на лист и снова ставят в русскую печь на ночь. К утру паренки готовы. Иногда изготовление паренок из данных овощей может занимать до трех дней.

Таким образом, можно сделать вывод, что история русской национальной кухни уходит в глубокую древность. Она складывалась и развивалась на протяжении многих веков, но, к сожалению, в настоящее время забыты и утеряны многие русские народные традиции и обычаи .

Таким образом, процесс приготовления пищи сводился к варке или к выпеканию продуктов в русской печи, причем эти операции велись обязательно раздельно. То, что было предназначено для варки, отваривали с начала и до конца, то, что было предназначено для выпекания, только пекли. Тепловая обработка пищи заключалась в нагреве теплом русской печи, сильном или слабом, трех степеней - "до хлебов", "после хлебов", "на вольном духу", - но всегда бесконтактном с огнем и либо с постоянной держащейся на одном уровне температурой, либо с падающей, убывающей температурой, когда печь постепенно остывала, но никогда не с возрастающей температурой, как при наплитном приготовлении. Оттого и кушанья получались всегда даже не отваренными, а скорее томлеными или полутомлеными-полутушеными, отчего приобретали совершенно особый вкус. Недаром многие блюда старинной кухни не производят должного впечатления, когда их готовят в иных температурных условиях.

Старообрядцы села Камское как и прежде уделяют достаточное внимание традициям ежедневного потребления пищи По правилам христианской жизни, они требуют присутствия за трапезой всех членов семьи, обязательного обращения к богу перед началом трапезы и после ее окончания; поддержания тишины за столом. Отличительной чертой староверов является запрет на музыкальное

Догадлив хозяин, на печи избу поставил – гласит русская пословица. Печь – душа дома. Она накормит, напоит и обогреет. В нашей семье как и прежде используют печь для приготовления пищи: пекут хлеб и пироги, варят кашу, щи, тушат мясо, рыбу, овощи, сушат ягоды, грибы. И все это получается удивительно вкусным и питательным. Запах пищи, приготовленной в русской печи, несравним ни с чем. А уж хлеб, испеченный в ней, самый вкусный и ароматный, с хрустящей корочкой, так и тает во рту.

Бережно хранят и передают из поколения в поколение рецепты старинных русских блюд.

Бездрожжевой хлеб. Сначала готовится гуща (закваска). Для этого в емкость наливают теплую воду и добавляют изюм затем ставят в теплое место. Когда изюм закиснет добавляют ложку ржаной муки (можно добавить муки второго сорта). Кроме того в данную смесь можно добавить вареный толченый картофель или другие овощи (сырые или вареные, тертые), а также изюм. Иногда для закваски используют сушеную, либо свежую смородину. Когда закваска закиснет (на поверхности появляются пузырьки и специфический кислый запах) вновь добавляют воду, муку, соль (до консистенции сметаны). Снова ставят квасить на несколько часов в теплое место. Как только тесто подойдет, его замешивают погуще, затем делят на порции-караваи. Подготовленные к выпечке караваи кладут в сковороды и выпекают в русской вольной печи.

Моя прабабушка выкатывала хлеб в специальном деревянном корыте – сельнице. Выкатанный хлеб выкладывался на тканевые, густо посыпанные мукой салфетки (платы) в берестяные или плетеные из ивы хлебницы. Поднявшийся хлеб из хлебниц перекладывали на деревянные лопаты и оправляли в русскую печь. Хлеб прабабушка выпекала на поду, или на капустных листьях.

Кулики. Тесто замешивается на кислом молоке (простокваше), с добавлением соли по вкусу. Готовое тесто разделяют на небольшие порции (колобки). Колобки раскатывают скалкой в форме округлых лепешек. Края лепешек защипывают. Затем кладут начинку.

Начинка может быть картофельной, творожной, либо наливной. Наливная начинка готовится на пахте. В пахту добавляется мука, соль по вкусу, яйцо. Замешивают до густоты сметаны. Сверху кулики покрывают взбитой сметаной с яйцом.

Сушеный творог. Сначала варят творог в печи, отцеживают, затем выкладывают на лист и ставят сушить в вольную печь. Готовый сушеный творог используют для приготовления похлебок, больших пирогов с капустой (глухарей), маленьких пирожков.

Бабушка рассказала, что блюда с сушеным творогом являлись очень дорогим кушаньем, поэтому готовились редко, по великим праздникам, либо к приходу уважаемых гостей.

Паренки тыквенные и яблочные. Овощи нарезают тонкими кусочками, выкладывают на лист, затем ставят в русскую печь на ночь. К утру паренки готовы. Едят их обычно перед десертом или в качестве десерта, они очень нравятся детишкам.

Паренки морковные, свекольные, калежные . Овощи нарезают брусочками или тонкими ломтиками. Затем укладывают в чугунок и добавляют немного воды, плотно закрывают крышкой. Ставят чугунок в русскую печь на ночь. На следующий день остывшие паренки выкладывают на лист и снова ставят в русскую печь на ночь. К утру паренки готовы. Иногда изготовление паренок из данных овощей может занимать до трех дней.

Кулага ржаная

Это блюдо близко солодухе и тоже десерт.
Однако процесс ее приготовления затягивался на сутки и более. Ее готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Впрочем, можно готовить ее и из ржаной муки.

В кипящую воду всыпают просеянную ржаную муку и проваривают до густоты киселя. Потом добавляют кусочек льда (в деревнях кладут чистый снег), закрывают плотно крышкой и ставят в русскую печь на сутки. Готовая кулага - розового цвета. По вкусу ее заправляют сахаром.

Кулага картофельная

Для ее приготовления отваривают картофель в кожуре, охлаждают, очищают, тщательно тол кут, чтобы не осталось комков. Затем замешивают солодом (просеянной ржаной мукой) полу-густое тесто, перекладывают в глиняный гор шок и, закрыв крышкой, ставят в русскую печь подгребая со всех сторон к горшку горячие угли Через час горшок вынимают, хорошенько взбивают массу колотовкой, вновь закрывают крыш кой и ставят в печь еще на час.
Затем горшок вынимают из печи, снимают крышку и, охладив, перекладывают кулагу в деревянную посуду, прикрывают рушником и ставят в теплое место (на русскую печь) еще на сутки для закисания, следя при этом, чтобы она не слишком перекисала. Затем ее вновь перекладывают в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставят в печь для запекания. Спустя еще несколько часов кулага готова. По внешнему виду она напоминает кашу, но еще гуще. Цвет кулаги розоватый, на вкус она кисло-сладкая. Кулагу едят холодной, добавляя лед или снег.

Заваруха-повалиха

В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку, проваривают
простоты манной каши. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда растопленный маргарин и запекают в духовке или в печи до румяной корочки. Подают с простоквашей.

Толокно

В XVI и XVII вв. в большом употреблении народе было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою; в сухом виде оно отпускало служилым людям для продовольствия наряду с ржаною мукою.

Это блюдо готовили из овса, выдержанно в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой водой, приправленной солью.

На юг от столицы Бурятии г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район. Через Тарбагатай – красивое старообрядческое село проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 18000 человек. Это в основном русское старообрядческое население - «семейские».

Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют?
Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены.
Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью Царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах (Украине, Грузии, Армении). Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т. е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило «многогласие», которое сокращало службу в церкви.

Введено написание имени Иисус с двумя «и» вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.

Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.
Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай , Куйтун, Б-Куналей , Десятниково , Бурнашево.
Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.
Постоянной опорой в нелегкой судьбе семейских или старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура.

Прошло около 240 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды.

Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья.

Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.
Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Посетив музей , созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем вы увидите старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснетесь к далекому прошлому семейских.



ООО предлагает туристические маршруты по селам проживания старообрядцев.

Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др.). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и другое. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Пироги – праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих.

Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга – пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы – основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное – блюдо, известное также у поморов, русскоустьинцев. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидор, перца и другого, аналогично традициям кавказской кухни. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры – арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и данной патоки у донских, астраханских, уральских и других казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.

Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу (терские и кубанские казаки), парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и другие. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь – молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Казаки Забайкальского войска пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы в конце 19 – начале 20 вв. соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.

До конца 19 – начала 20 вв. для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. У казаков Донского, Уральского, Терского, Кубанского войск существовали 3-4-поколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов казаков с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной помощи во время строительства дома и др. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конно-спортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.

Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и другие) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) полагалось достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устнопоэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром».

Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Под влиянием города в начале 19 века распространились «жестокие» романсы и литературные переделки. Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Шанежки-у меня вот шаньжищщи вышли- типично сибирская дрожжевая выпечка. И начинка наша- забайкальская-молотая черемуха. Ароматные, пышные, легкие- настоящее лакомство к чаю. Не согласна с тем, что пишут иногда -возьмите кислое тесто- нет, не кислое, а из высшей крупчатки, сдобное и сладкое-вот тогда будут шанежки! Опарный способ, длительная расстойка, довольно большое количество сдобы, выбивание теста- все это придает шанежкам нежность и скважистость, не дает им черстветь несколько дней. При отсутствии черемухи можно смазать верх сметаной, чуть замешенной на муке и с сахаром- тоже местная помазка. А теперь вот хотела бы познакомить вас с понятием «семейские»…. В поэтической форме историю переселения старообрядцев и закрепления их на новых землях за Байкалом описывает Н.А. Некрасов в поэме «Дедушка»: Горсточку русских сослали В страшную глушь за раскол, Землю да волю им дали; Год незаметно прошел - Едут туда комиссары, Глядь - уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит… Вновь через год побывали, Новое чудо нашли: Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли… Так постепенно в полвека Вырос огромный посад - Воля и труд человека Дивные дивы творят! Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью Царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах (Украине, Грузии, Армении). Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т. е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило «многогласие», которое сокращало службу в церкви. Введено написание имени Иисус с двумя «и» вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу. Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения. Постоянной опорой в нелегкой судьбе семейских или старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура. Прошло около 240 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды. Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений. До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры. Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Семейские хлебосольный, гостеприимный народ, любят яркие веселые тона. Раскраска карниза, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке. Кухня семейских, представляет, большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, шанег, оладьев, щей, каш каждый захочет вновь вернутся. Для того чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района нужно проехать по селам:Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице. Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем, можно увидеть старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснуться к далекому прошлому семейских. Я была там, видела музей, созданный батюшкой своими силами, беседовала с отцом Сергием- удивительный человек-мало сейчас таких бессребреников…Конечно, были и у самих семейских в гостях- многие сейчас работают на туристический бизнес. Угощали нас разносолами-очень вкусно, обильно, патриархально! Пели и плясали нам, играли в игрища- удивительное и незабываемое путешествие…Отголоском которого –мои шанежки-по старым рецептам…Угощайтесь- и приезжайте к нам, а?!

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: