Конспект НОД в старшей группе «Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи. Сказка о полезных овощах

Марина Петрова
Конспект НОД в старшей группе «Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»

Что это,ребята?Чьи-то следы на тропинке (на дорожке лежат осенние листочки) Куда же они ведут?Пойдем по дорожке,соберем осенние листочки и узнаем.

Зашагали детей ножки

ровно ровно по дорожке.

Что это (полянка,на ней что-то спрятано под салфетками) Узнаем,если отгадаем загадки :

На жарком солнышке подрос

и рвется из стручков (горох)

прежде чем его мы съели

все наплакаться успели (лук) .

И зелен,и густ

на грядке вырос куст

покопай немножко

под кустом (картошка)

Как надела сто рубах

захрустела на зубах (капуста) .

Красный хвост

в землю врос

а зеленый хвост снаружи (морковь) .

Хоть я сахарной зовусь

но от дождя я не размокла

крупна,кругла,сладка на вкус

узнали вы-я (свекла) .

Все эти предметы назовем одним словом-это овощи . Рядом с овощами сосуд с широким горлышком-предмет русского народного быта-горшок. Для чего нужен этот сосуд (варить суп, компот,кашу) Кто-то приготовил его,чтобы сварить в нем овощной суп . Как вы думаете,чтобы сварить суп,что нам понадобится (ответы детей (вода,овощи ) я приглашаю вас в лабораторию. Что налито у вас в пробирках (вода) Вода имеет цвет,запах?А можно ли изменить цвет воды (ответы детей) Измените цвет воды. Какая стала вода после окрашивания?Добавьте в воду ванилин,понюхайте воду,вода имеет запах?Потрогайте воду (в одном сосуде она холодная,в другом теплая) А,если воду сильно нагреть,какой она становится?Когда вода становится очень горячей,ее называют крутым кипятком. Как нужно обращаться с такой водой?Опустите в воду кусочек свеклы,вода изменила цвет?а когда мама варит суп из овощей ,он изменяет свой цвет,а запах у него есть,а вкус?Да,правильно,суп имеет запах,цвет,а еще он очень полезен для нашего здоровья!

Из овощей можно сварить суп ,сделать салат,а можно прочесть и много произведений про овощи . Назовите произведения ,в которых говорится про овощи (стихи,загадки,сказки (показ произведений )

Ребята,сегодня я познакомлю вас с произведением Ю . Тувима ,которое называется"Овощи ".

Чтение произведения .

Беседа по вопросам :

Как называется произведение ?

О чем говорится в произведении ?

Из чего хозяйка приготовила суп?

Какой суп получился у хозяйки?

(стук в дверь)

Кто-то в гости к нам спешит (входит осень)

Осень :"я-осень золотая

в гости к вам пришла!"

Воспитатель :

Здравствуй,осень!Хорошо,что ты пришла!

у тебя мы,осень,спросим,

что с собою принесла?

(осень приглашает детей в хоровод)

Хоровод :"Здравствуй,осень!"

Осень :

В чем же я все приготовлю?

Ходила я по лесу и горшочек свой где-то оставила?

Дети :"Вот он, горшочек!Оставайся с нами,осень, и ты узнаешь много нового и интересного,а мы тебе поможем и салат приготовить,и суп сварить!"

Повторное чтение произведения .

Осень :

Приглашаю вас,ребята,помочь мне нарезки из овощей сделать ,а повара изготовят из них салаты,сварят вкусный полезный суп,а вкусная,полезная еда поможет быть детям в нашем детском саду сильными,здоровыми,красивыми (дети проходят за столы,одевают фартуки,косынки) Вспомним правила обращения с ножами :

Ножами работаем аккуратно

Лезвие ножа находится внизу

Ручку ножа держим крепко

Нарезанные овощи складываем на поднос.

Осень :"Вы,ребята,молодцы,вы старались от души ! В благодарность за вашу помощь, я приглашаю вас в хоровод"Урожай собирай"(под музыку дети исполняют хоровод)

Осень :

" Мне пора прощаться-

в путь далекий собираться!

ну, а в следующем году

обязательно приду!"

(осень уходит)

Ребята,что вам особенно понравилось сегодня?Какое у вас настроение?

Если вам сегодня все понравилось, если у вас хорошее настроение от проделанной работы,выберете фишку яркого цвета,а,если что-то не получилось,выберете фишку темного цвета.

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. А. К. Толстой «Колокольчики».

2. В. Катаев «Цветик-семицветик».

3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5. Н. Сладков «Любитель цветов».

6. Ю. Мориц «Цветок».

7. М. Познананская «Одуванчик»

8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»

2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»

3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».

4. А. Фет «Осень».

5. Г. Скребицкий «Осень».

6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».

7. А. Толстой «Осень».

8. А. Н. Майков «Осень».

9. С. Есенин «Нивы сжаты…».

10. Е. Трутнева «Осень»

11. В. Бианки «Синичкин календарь»

12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…

13. М. Исаковский «Вишня».

14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».

15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе

16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".

17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".

18. К. В. Лукашевич "Осень"

19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"

20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"

21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира

22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»

23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"

24. Юрий Коваль "Листобой"

25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"

26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"

27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»

29. Е. Пермяк «В школу»

30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»

31. В. Сладков «Осень на пороге»

32. К. Твардовский «Лес осенью»

33. В. Строков «Насекомые осенью»

34. Р. н. с. «Пых»

35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»

36. П. Ершов «Конек – горбунек»

37. А. Барто «Мы не заметили жука»

38. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема: Хлеб

1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

2. Ю. Круторогов «дождь из семян».

3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5. М. Глинская «Хлеб»

6. Укр. н. с. «Колосок».

7. Я. Тайц «Все здесь».

8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»

9. «Легкий хлеб» белорусская сказка

10. А. Митяев «Мешок овсянки»

11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»

Тема: Овощи, фрукты

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,

9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.

11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»

Тема: Грибы, ягоды

1. Е. Трутнева «Грибы»

2. В. Катаев «Грибы»

3. А. Прокофьев «Боровик»

4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»

5. В. Г. Сутеев «Под грибом»

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»

2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»

4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5. Л. Н. Толстой «Лебеди»

6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7. А. Н. Толстой «Желтухин».

8. К. Д. Ушинский «Ласточка».

9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»

11. М. Пришвин «Ребята и утята».

12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».

13. Л. Н. Толстой «Птичка».

14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

15. П. Воронько «Журавли».

16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»

17. И. Токмакова «Птичка летает»

Тема: Наш город. Моя улица.

1. З. Александрова «Родина»

2. С. Михалков «Моя улица».

3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы

1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2. З. Александрова «Сарафанчик».

3. С. Михалков «А что у вас?».

4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».

8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.

9. В. Орлов «Федя одевается»

10. «Неряха»

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».

6. С. Я. Маршак «Пудель».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. А. К. Толстой «Белка и волк».

2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»

3. Г. Снегирев «След оленя»

4. р. н. с. «Заяц-хваста»

5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

6. Р. н. с. «Зимовье».

7. В. Осеева «Ежинка»

8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».

9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»

10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».

11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

12. Р. н. с. «Хвосты»

13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

14. Пришвин. «Жил – был медведь»

15. А. Барков «Голубой зверек»

16. В. И. Мирясов «Зайка»

17. Р. н. с. «Два медвежонка»

18. Ю. Кушак «Почтовая история»

19. А. Барков «Белка»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»

2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»

3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

5. И. С. Никитин «Встреча зимы»

6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»

7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко

8. Сказка про начало зимы.

9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»

10. Г. Скребицкий «Первый снег»

11. А. Блок «Снег да снег»

12. С. Козлов «Зимняя сказка»

13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»

14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»

15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»

16. И. З. Суриков «Зима»

17. И. Бунин «Первый снег»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1. Н. Носов «На горке»

2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

4. В. Бианки «Синичкин календарь».

5. В. Даль «Старик – годовик».

6. М. Горький «Воробьишко»

7. Л. Н. Толстой «Птичка»

8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»

9. С. Михалков «Зяблик».

10. И. С. Тургенев «Воробей».

11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».

13. И. З. Суриков «Зима»

14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».

15. В. В. Бианки «Сова»

16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»

17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»

18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»

19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».

20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»

21. В. Берестов «Сказка про выходной день»

22. В. Жуковский «Птичка»

23. Н. Петрова «Птичья елка»

24. Г. Сапгир «Дятел»

25. М. Пришвин «Дятел»

Тема: Библиотека. Книги.

1. С. Маршак «Как печатали книгу?»

3. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1. С. Я. Маршак «Багаж».

2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4. Н. Саконская «песенка о метро»

5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»

8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»

9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»

10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»

11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»

12. В. Волина «Теплоход»

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Круглый год (декабрь)

3. Р. н. с. «Снегурочка»

4. Е. Трутнева «С Новым годом!».

5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».

7. Ф. Губин «Горка».

8. И. З. Суриков «Детство».

9. А. А. Блок «Ветхая избушка».

10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».

12. Р. н. с. «Два Мороза».

13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».

14. Р. н. с. «Морозко».

15. Л. Квитко «На катке»

16. В. Лившиц «Снеговик»

17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»

18. Н. Калинина «Про снежный колобок»

19. Т. Золотухина «Метель».

20. И. Сладков «Песенки подо льдом».

21. Е. Благинина «Прогулка»

22. Н. Павлов «Первый снег»

23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»

24. Н. Асеев «Мороз»

25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»

26. З. Александрова «Дед Мороз»

27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

28. В. Даль «Девочка снегурочка»

29. М. Клокова «Дед Мороз»

30. В. Одоевский «Мороз Иванович»

31. В. Чаплина «Метель»

32. Е. Л. Малиованова «Новый год»

33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

Сказка про овощи для детей является не просто развлечением. Благодаря ей ребенок знакомится с тем или иным продуктом, узнает, какого он цвета, какую имеет форму. Интересный рассказ о пользе овощей может заинтересовать малыша. Он полюбит их кушать, а это очень важно для его организма.

Сказка про овощи для дошкольников должна быть не только увлекательного содержания, но и изложена простым и доступным языком.

Чему учит сказка?

Сказка - это не просто развлечение для ребёнка. Она способна многому научить, воспитать, решить многие проблемы, а также успокоить. Благодаря сказке можно объяснить малышу или малышке многие вещи, которые при обычном объяснении сложны для восприятия. Существуют, например, детские сказки про овощи и фрукты, которые помогут узнать названия тех или иных продуктов, а также распознать их полезные свойства.

Терапевтический эффект сказки

Невероятно, но сказки обладают терапевтическим эффектом. Сказка про овощи для детей может быть ничуть не хуже той, где главными персонажами являются люди. Так ребенок быстрее может познакомиться и "подружиться" с новыми овощами. Если он отказывается есть те или иные продукты, то интересная сказка про овощи поможет изменить его отношение к ним. Читая или слушая сказки, невольно переносишься в мир волшебства и фантазий, мечтаний и грез. В этом удивительном мире может произойти все, что угодно. Звери и птицы могут разговаривать, домики могут быть сделаны из конфет, люди могут перемещаться во времени, летать и т.д. Мир сказок всегда добрый и красивый. Вот почему они так нравятся не только детям, но и взрослым.

Веселый огород

Это короткая сказка про овощи. Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода.

Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец.

А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться.

А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок.

Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

Сказка про овощи (смешная)

Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет... А тут слышит, что овощ с ним разговаривает.

Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами!

Вот чудеса, - говорит дед, - а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду. Тянет-потянет...

Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, - ответила деловито бордовая дама.

Как же так, - говорит дед, - опять перепутал. Вот я старый болван. Ну пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше.

Ты, наверно, репка, - обратился дед к очередному овощу.

Кто, я? Нет, что ты. Я картошка.

Вот дела, - пробормотал дедушка, - ох, старость - не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать?

Да вот же я, - воскликнула репка, - сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна.

Наконец-то, - обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул? Ну а это уже другая история...

Спор овощей

Это овощи. Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду.

Пришел дед домой угрюмый. И говорит: "Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!" "Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся".

Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней.

Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех.

А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг.

А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая.

Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь.

Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: "Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали".

Терапевтическая сказка о полезных овощах. Часть первая

Эта сказка про овощи прекрасно подойдет тем детям, у которых есть проблемы с едой. Примерный возраст - от 3,5 лет. Беседы о вкусной и здоровой пище, а также о вредной еде нравятся многим детям. Главное, чтобы они были интересными. Если вы рассказываете терапевтическую сказку, то не следует использовать имя вашего ребенка для главного персонажа.

Итак, терапевтическая сказка про овощи может быть следующей. Катя, как обычно, гостила у бабушки в период летних каникул. Ей очень нравилось в этой деревне. Яркое и теплое солнышко всегда поднимало настроение, а в чистой речке всегда можно было вдоволь искупаться. Только вот Катя очень часто капризничала и не слушалась бабушку. Она не хотела кушать приготовленные блюда из овощей и фруктов. Девочка отказывалась их есть и говорила: "Это я не хочу, это не буду. Вот это зелененькое я не ем, а вот это красненькое убери". И все в таком духе. Конечно, это сильно растраивало бабушку, ведь она так старалась для любимой внучки. Но Катенька ничего не могла с собой поделать.

Терапевтическая сказка о полезных овощах. Часть вторая

Однажды девочка вышла на улицу и услышала, что на огороде кто-то разговаривает. Она подошла поближе к грядкам и была очень удивлена. Овощи спорили между собой.

Я главнее всех на свете, - выступил картофель, - я способен насытить весь организм и дать силы на целый день. Благодаря моим полезным свойствам каждый ребенок будет долго бегать, прыгать, скакать, и ничуть не устанет.

Неправда, я самая важная! - заявила красивая оранжевая морковь. Вы даже не представляете, сколько во мне бета-каротина - супервитамина. Он полезен для зрения.

Хм, - подумала Катя, - наверное, бабушка очень любит морковку, раз до сих пор вяжет и читает без очков.

А в это время овощи продолжали спорить:

Дорогая подружка, - подключилась к разговору тыква, - не думай, что ты одна богата бета-каротином. Во мне его тоже предостаточно. Я помогаю людям справляться с осенними недугами. А еще во мне витамин C содержится.

Я тоже имею такой витамин, - игриво ответил красный перец, - во мне его гораздо больше, чем в цитрусовых.

Нет, ребята, вы, конечно, важны, но я все-таки самая главная! - сказала капуста брокколи. - Меня можно есть не только вареной, жареной или тушеной, но и сырой. Во мне содержатся самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный.

Друзья, все вы конечно правы, но без меня блюда получаются не такие вкусные. - сказал лук басом, - и я могу вылечить человека от разных болезней.

И тут овощи заметили, что кто-то за ними наблюдает, и тотчас прекратили свой спор, как будто и не разговаривали вовсе.

Вот это чудеса! - тихонько сказала Катенька. - И тут бабушка позвала внучку кушать. Катя поняла, что очень проголодалась, и побежала мыть руки. Когда девочка увидела, что на завтрак ее ожидала тыквенная каша, то очень обрадовалась. Ей захотелось самой перепробовать все овощи и выбрать, кто из них главнее и вкуснее. Катя решила, что теперь будет с удовольствием кушать бабушкины салатики и кашки и станет красивой и здоровой.

Заключение

Таким образом, сказка про овощи может быть познавательной, терапевтической и развивающей. Для совсем маленьких деток выбирайте книжки с плотными страницами (желательно из картона) и яркими иллюстрациями. Малыш, листая их, будет постепенно узнавать, где какой овощ. Выбирайте сказки, написанные простым и доступным языком. Когда они изложены стихами, то очень привлекают внимание детей. Сочиняйте сказки сами. Придумывайте истории, но используйте имя другого ребенка. Когда ваш малыш подрастет, научите его сочинять сказки. Зачастую придуманные детьми сказки очень смешные и интересные.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Старший дошкольный возраст

Разработано Тюляковой С.А., Пермяковой Т.В. в дошкольном отделении ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-Петербурга

Цели: Расширение представлений детей о труде на полях/садах/ осенью. Систематизация знаний детей по теме"Овощи и фрукты"

Задачи:


  • Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

  • Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Овощи», «Фрукты».

  • Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Виды совместной деятельности

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Коммуникация

Беседы:


  • беседа с использованием личного опыта детей.

  • агрономом, полеводом

  • при помощи чего осуществляется торговля овощами и фруктами

  • рассказы родителей, работающих овощеводом.
Свободное общение:

  • «Что такое овощи?/фрукты»/»

  • «Какая польза от овощей –фруктов»
Совместное обновления рубрики/стенда для родителей/:

  • « Ешьте больше овощей/фруктов/ будете здоровы!»
Познание

Рассказ воспитателя


  • «Что посеешь, то и пожнёшь»

  • «Нет трудов нет и плодов»
Заучивание загадок, стихов.

Рассматривание:


  • фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей/фруктов/, рисунки других детей
Исследовательская, деятельность:

  • рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры

  • Д/и " Кто скорее соберет"

  • Д/и " Что сажают в огороде"(см. приложение)

  • Д/и" "Подскажи словечко"

  • Пальчиковые игры " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", " Компот" (см приложение)
ФЭМП (по той методике по которой работаете)

^ Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)

^ Социально-личностное развитие

Социализация, труд, безопасность

Социализация

Экскурсии:


  • в магазин в «овощной отдел »

  • поход на огород
Участие в приготовлении фруктового салата или винегрета, др.блюд из овощей и фруктов.

Сюжетно-ролевые игры:


  • «Магазин»

  • «Кафе»
Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.(последовательность приготовления фруктового салата)

Обыгрывание сказки " Репка" для малышей

Труд


  • знакомство с профессиями –овощевод/полевод/

  • уборка детьми урожая на огороде.
Ручной труд:

  • участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов.

  • изготовление муляжей овощей и фруктов

  • совместное приготовление в группе винегрета
Безопасность

Беседа с детьми


  • « Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»
Беседа со старшей мед. сестрой " Если хочешь быть здоров! "

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество, музыка

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность.


  • Рисование - " Фрукты в вазе"

  • Лепка - " Угощение для крота" (овощи и фрукты)

  • Аппликация -" Овощи на тарелке"
Музыка

По плану музыкального руководителя

М/и «Апельсин»

Физическое развитие

Физкультура, здоровье

Физкультура

Подвижные игры


  • " Сортируем овощи "

  • " Апельсин "

  • " Огород у нас в порядке"
Здоровье

Свободное общение " О витаминах и пользе их для детского организма" " О пользе овощных и фруктовых соков "

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Овощи» «Фрукты»

Овощи:

Стихотворения:


  • Барто A. Морковный сок.

  • Бжехова Я. Помидор.

  • Квитка Л. Осень. Кочан.

  • Кончаловский H. Показал садовод.

  • Коркин B. Что растет на нашей грядке?

  • Полякова T. Рано солнышко встает...

  • Сапгир Г. Цветы на картошке.

  • Трутнева E. Урожай, урожай!

  • Чиарди Дж. На этот раз пойдет рассказ...
Рассказы и сказки:

Белорусская народная сказка.Пых.


  • Бехлерова Е. Капустный лист.

  • Маршак С. Синьор Помидор.

  • Масаинов О.,Гневашев И. Артисты с грядки.

  • Носов Н. Огурцы

  • Пинясов Я. Хитрый огурчик.

  • Русские народные сказки. Репка. Мужик и медведь.

  • Сапгир Г. Загадки с грядки

  • Синявский П.Непобедимое пугало.

  • Толстой Л. Корешки и вершки.

  • А.Пластов. «Костер в поле».

  • Дж. Родари «Чиполлино»
Фрукты:

Стихотворения:


  • Аким Я.Яблонька.

  • Квитко Л. Новая яблоня.Жалоба деоевьев.Сливы. Вишенка.

  • Коринец Ю. Последнее яблоко.

  • Кутанин С. Сад.

  • Рашид У.Наш сад.

  • Токмакова И. Яблонька.
Рассказы и сказки:

  • Русская народная сказка. Гуси –лебеди.

  • СвинцовВ. Сказка про яблоньку.

  • В.М. Каратай «Уборка урожая»

  • М.Сарьян«Натюрморт. Виноград», М.Сарьян«Натюрморт»

  • В.Ван Альст «Натюрморт с фруктами».

  • В.Сутеев «Мешок яблок».

  • К. Ушинский «История одной яблоньки».

  • Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

  • Сухомлинский В. Внучка старой вишни.

  • Толстой Л. Косточка.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...

«Повар»: плита игрушечная,игр. кухня, посуда, муляжи овощей и фруктов, спец. одежда.

Алгоритмы приготовления простейших блюд (печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат, десерт из фруктов со сливками, бутерброд с сыром и т.д.)

^ Центр продуктивной деятельности:

Картинки для сказки «Репка», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Репка». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй


  • Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или « Витамины в саду и на грядке»

  • Проект: Обыгрывание сказки «Репка» для малышей (изготовление костюмов)

  • Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из овощей фруктов и природного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкальная игра « Апельсин»

Для этой игры понадобится апельсин. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу апельсин. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках апельсин, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает апельсин.

^ Подвижная игра « Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

Водящий ловит убегающих детей

^ Подвижная игра малой подвижности « Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

^ Игра с фруктами или овощами (Блог Екатерины Слугиной) http://www.maaam.ru/blogs/detskie-podvizhnye-igry/igra-s-fruktami-ili-ovoshami.html

^ Дидактическая игра «Кто скорее соберет» (Модели – грядка, сад)

Цель . Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

^ Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Воспитатель. Огурцы.

Воспитатель. Свекла.

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

^ Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить.(имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок,(имитируют движения отжимают)

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ. (угощают)

^ Игровое упражнение " Садовник"

Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: -

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

^ Стихи

Купите лук

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

(Шотландская песенка)

*********************************

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в. огород -

Очень интересно.

(Е. Благинина)

*******************************

^ Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох.

Землю пахал -

Тяжко вздыхал.

Когда убирал,

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато когда ел,

Язык проглотил -

До того было вкусно.

(Польская песенка)

Скороговорка

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

(С. Погореловский)

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

^ Игра «Подскажи словечко» или "У бабушки на грядке выросли загадки"

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон. (Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. (Тыква)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? (Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок? (Чеснок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

Это вовсе не игрушка -

Ароматная… (Петрушка)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

Любят овощ Ваня, Жан...

Так ведь это... (Баклажан)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может, это дивный сон?

Нет, ведь это… (Патиссон)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: