Технико технологическая карта самбук яблочный. Требования к качеству сладких блюд. Приготовление самбука яблочного — ингредиенты

Гренки с плодами и ягодами. С пшеничного батона срезают корки, нарезают ломтиками толщиной 5 мм, пропитывают их смесью из яиц, молока и сахара (яично-молочная смесь), обжа-ривают с обеих сторон на маргарине до образования румяной ко-рочки. При отпуске на обжаренные гренки кладут прогретые в сиропе плоды и ягоды и поливают соусом абрикосовым.

Корзиночки с плодами и ягодами. Корзиночки, выпеченные из песочного теста, наполняют сваренными дольками яблоками без кожицы и семенного гнезда. Непосредственно перед отпуском поливают соусом абрикосовым. В корзиночки вместо яблок можно положить клубнику или малину и полить соусом земля-ничным или малиновым.

Температура подачи холодных сладких блюд должна быть 12... 15 °С, горячих — 55, мороженого — 4...6 "С.

Наиболее часто встречающиеся дефекты:

Вкус и запах слабо выражены (слабый аромат ванилина в молочном киселе; недос-таточно выражены вкус и запах ягод, фруктов, вина в сиропах и т.д.);

Незначительные дефекты консистенций (жидкий кисель, плотное желе; слабо взбиты муссы, самбуки , сливки;

Недостаточ-ная пористость пудингов и выпечных изделий;

Частично перева-рены фрукты в компотах;

Непривлекательный внешний вид (мутные компоты, сиропы);

Пленка на киселях;

Неаккуратно раз-ложены фрукты, желе);

Незначительные дефекты цвета (недоста-точно выражен цвет киселей, желе, слабо заколерованы выпечные изделия и т.д.).

Свежие плоды. Они должны быть зрелыми, доброкачествен-ными и тщательно вымытыми.

Компоты . Сироп в компотах должен быть прозрачным, с концентрированными вкусом и запахом фруктов, в меру слад-ким, с приятной кислинкой (если использованы кислые ягоды и фрукты — смородина, вишня и др.). Фрукты и ягоды должны быть мягкими, но неразваренными и немятыми. Не допускаются загнившие и червивые плоды.

Основные дефекты :

Сироп сладкий, но без аромата и вкуса плодов (жидкость слили и долили сироп);

Вкус слабо выражен (нарушили рецептуру или мало настояли после варки);

Часть фруктов переварена, а форма других сохранилась, на дне мутный осадок (все фрукты заложили в сироп одновременно, а не после-довательно в соответствии со сроками варки);

Попадаются пло-доножки, семена яблок и груш, косточки свежих слив и абрико-сов (плохо перебрали и зачистили плоды).

Фрукты в сиропе . Яблоки и груши должны сохранять форму. Сироп должен быть слабокислым, с ароматом вина, прозрачным и густым от сахара.

Основные дефекты :

Поверхность яблок и груш потемнела (очищенные плоды хранили на воздухе, а не в подкисленной воде), плоды деформированные (переварены), жесткие (недова-ренные);


Сироп имеет недостаточно концентрированный вкус (нарушена рецептура) или мутный оттенок (переварены очистки фруктов, из которых варили сироп).

Густые кисели должны иметь плотную консистенцию, сохра-нить форму, не растекаться; полужидкие — консистенцию гус-той сметаны. Фруктово-ягодные кисели, приготовленные из от-жатого сока (клюквы, черники, смородины и т.д.), должны быть прозрачными, сохранить окраску, вкус и аромат ягодных соков, а кисели из протертых плодов могут быть мутными, и цвет их мо-жет несколько измениться.

Основные дефекты :

Кисель жидкий (переварили или положи-ли мало крахмала);

Наличие комков (неправильно заварили крах-мал);

На поверхности пленка (не посыпали сахаром перед охлаж-дением);

Кисель из отжатых соков не имеет аромата, цвета и вку-са свежих ягод (сок кипятили, а не ввели сырым в конце приготовления);

Кисель из соков и сиропов мутный (долго хра-нили, использовали маисовый крахмал);

В киселях из протертых фруктов попадаются крупные частицы (плохо протерли);

Молочные кисели имеют запах подгорелого молока, отсутствует аромат ванилина;

На поверхности густого киселя выделилась вода (долго хранили);

Клюквенный кисель имеет фиолетовую окраску (вари-ли в алюминиевой посуде).

Желе . Консистенция желе должна быть студнеобразной, но не грубой и не резинистой, на изломе должна сохраняться фор-ма. Ягодное желе должно быть прозрачным, со вкусом и запахом использованных ягод. Использование искусственных красителей при изготовлении желе запрещается.

Основные дефекты:

Ягодное желе непрозрачное (плохо проце-дили или не осветлили);

Желе не застыло или очень густое (поло-жили желатин не по норме);

Лимонное желе горчит (плохо зачис-тили цедру);

Попадаются кусочки желатина (плохо замочили же-латин и не растворили полностью);

Желе несладкое (использовали недостаточное количество сахара).

Муссы . Мусс представляет собой застывшую, нежную, мел-копористую, пышную и слегка упругую массу бледной окраски (клюквенный — розовый, яблочный и лимонный — белые или слабо-желтые). Перед отпуском нарезают на куски прямоуголь-ной или треугольной формы с ровными или гофрированными краями. Вкус сладкий, с небольшой кислинкой.

Основные дефекты:

В нижней части мусса образовался плот-ный слой желе (плохо взбивали, разлили в формы не полностью остывшим);

Масса тяжелая (мало взбили); куски бесформенные (переохладили при взбивании).

Самбуки . Консистенция упругая, масса однородная, более тяжелая, чем у мусса, мелкопористая, вкус сладкий, с небольшой кислотностью, запах яблок или абрикосов.

Кремы . Пористая, упругая масса, нарезанная на куски пря-моугольной формы и отлитая в формах. Запах и цвет, соответст-вующие наполнителям или ароматизаторам.

Пудинги . Должны иметь мягкую и нежную консистенцию внутри, поджаренную корочку, сладкий вкус. На разрезе видны цукаты или изюм, равномерно распределенные по всей массе. Закал не допускается. Масса должна быть хорошо пропечена. Готовность пудинга определяется протыканием его лучинкой или ножом. Если пудинг пропечен, они остаются сухими.

Каша гурьевская. Поверхность должна быть золотистой (ино-гда ее прижигают в виде сетки), консистенция пышной, нежной. Дефекты: оседание каши после выпечки, заварившиеся комочки крупы внутри, подгорелая поверхность и др.

Яблоки с рисом. Рис должен быть аккуратно сформован в виде низкого цилиндра. Поверхность яблок светлая, полностью по-крыта соусом.

Яблоки в тесте. Должны иметь вид румяного пончика с золоти-стой корочкой. Тесто должно быть пышное, желтое на изломе; яб-локо хорошо пропеченное, зеленовато-желтое или белое, мягкое.

Шарлотка яблочная. На поверхности должна быть хрустящая румяная корочка; начинка густая, не вытекает, хорошо прогрета.

Свежие фрукты и ягоды хранят промытыми и обсушенными, выложенными невысоким слоем в холодильнике, при темпера-туре от 0 до 6 "С и относительной влажности воздуха 75...80 % не более 48 ч. Холодные сладкие блюда (компоты, желе и др.) хра-нят при тех же условиях до 24 ч. Для их хранения следует исполь-зовать неокисляющуюся посуду. Горячие сладкие блюда (пудин-ги, запеканки) хранят в жарочном шкафу или на мармите при температуре 55...60 °С не более 2 ч.

Желе. Сиропы для желе готовят так же, как для киселей. Желатин перед использованием заливают восьмикратным количеством охлажденной кипяченой воды и оставляют для набухания на 1-1,5 часа. При набухании желатин увеличивается в объеме и массе в 6-8 раз.

После набухания излишек воды сливается.

В подготовленный сироп добавляют набухший желатин или агар, нагревают до его растворения. Полученный желированный раствор разливают в формочки, охлаждают до температуры студнеобразования и выдерживают 20 мин, а затем ставят в холодильник и охлаждают при температуре от 0 до 80С.

Агароид заливают холодной водой (соотношение 1:20) и оставляют для набухания на полчаса. При этом в воду переходят примеси (придающие агароиду посторонние привкусы) и красящие вещества. В воду добавляют агароид, лимоннокислый натрий (от 0,15 до 0,3% массы желе в зависимости от кислотности сока и сиропа), смесь доводят до кипения, охлаждают до 70-750С, соединяют с соками и разливают в креманки. Добавление лимоннокислого натрия улучшает консистенцию желе, придает ему эластичность, смягчает излишнюю кислотность, снижает температуру плавления желе до 30-400С.

Лимоннокислый натрий используют в виде 10%-ного раствора. В желе на ягодном и виноградном соках с невысокой кислотностью добавляют такого раствора 0,15-0,25% массы желе, в желе на вишневом, черешневом, черничном соках – 0,25-0,3, а на клюквенном и брусничном – 0,3-0,35%.

Альгинат натрия заливают водой, и периодически помешивая, дают ему набухнуть в течение 1 ч, затем доводят до кипения и кипятят 2-3 мин. В полученный раствор добавляют сахар и суспензию фосфата кальция, доводят до кипения, охлаждают, добавляют соки, лимонную кислоту и разливают в формы.

Ассортимент желе очень велик, его готовят из различных соков, цитрусовых плодов, вина, молока, миндаля, кофейных отваров и т.д. Приготовление лимонного и миндального желе отличается некоторыми особенностями.

Для лимонного желе готовят сахарный сироп, настаивают его цедрой, процеживают, добавляют замоченный желатин, агар или агароид, растворяют их, вливают лимонный сок.

Для миндального желе вначале готовят миндальное молочко. Миндаль ошпаривают кипятком, очищают, измельчают на мясорубке или толкут, заливают водой, настаивают и отжимают; выжимки вторично настаивают с водой и отжимают. В миндальное молочко добавляют сахар и готовят желе, как обычно. Многослойное желе получают, последовательно наливая в формочки и охлаждая до застывания желе разных цветов.

Если желирующий сироп получается мутным, его дополнительно осветляют яичным белком (24 г на 1000 г желе). Белки хорошо размешивают с равным объемом холодной воды, вливают в сироп и проваривают в течение 8-10 мин при слабом кипении. Для лучшего осветления сиропа белковую смесь можно, ввести в два приема. Осветленный сироп процеживают.

Готовое желе должно быть прозрачным, кисловато-сладким, с ароматом использованных для его приготовления плодов и ягод. Для улучшения вкуса желе в смесь добавляют виноградное вино, лимонный сок или лимонную кислоту, а в желе из цитрусовых – цедру.

Желе можно готовить со свежими или консервированными плодами и ягодами. Подготовленные плоды и ягоды укладывают в формочки и заливают желирующим сиропом.

Адгезионные свойства студней желатина допускают приготовление многослойных нерасслаивающихся желе из различного сырья.

При использовании натуральных фруктово-ягодных сиропов, соков и компотов промышленного изготовления желе целесообразно готовить на фурцелларане, который по стоимости равен желатину, а по желирующей способности превосходят его. Кроме того, неподкисленные желирующие сиропы с фурцеллараном значительно более устойчивы к нагреванию. Они незначительно снижают желирующие свойства после получасового кипячения, тогда как растворы с желатином резко понижают способность образовывать студни. Повышенные температуры плавления студней на фурцелларане позволяют реализовать желе в летнее время.

Желе, муссы и самбуки отпускают по 100-150 г на порцию с соусом, сиропом плодовым или ягодным натуральным (по 20 г на порцию) или со взбитыми сливками (20-30 г на порцию) или продают кипяченное холодное молоко (100-150 г на порцию).

Желе из плодов или ягод свежих

Из перебранных и промытых ягод отжимают сок и хранят его на холоде. Оставшуюся мезгу заливают горячей водой и варят 5-8 мин. Отвар процеживают, добавляют сахар, нагревают до кипения, удаляют с поверхности сиропа пену, затем добавляют подготовленный желатин, размешивая его до полного растворения, вновь доводят до кипения, процеживают

В подготовленный сироп с желатином добавляют ягодный сок, разливают в порционные формочки и оставляют на холоде при температуре от 0 до 80С в течение 1,5-2 ч для застывания.

Перед отпуском формочку с желе (на 2/3 объема) погружают на несколько секунд в горячую воду, слегка встряхивают и выкладывают желе в креманку или вазочку.

Желе из лимонов, апельсинов, мандаринов

В воду с сахаром, доведенную до кипения, кладут цедру, снятую с лимонов, или апельсинов, или мандаринов, затем вводят подготовленный желатин. После того как желатин растворится, вводят отжатый сок из лимонов, или апельсинов, или мандаринов. Для желе из апельсинов в горячий сахаро-желатиновый сироп добавляют кислоту лимонную, процеживают, разливают в формочки и охлаждают.

Желе со свежими плодами, ягодами и бахчевыми

Очищенный от кожицы и семенных гнезд яблоки нарезают дольками и варят в воде, подкисленной кислотой лимонной. Отвар процеживают, вводят подготовленный желатин и доводят до кипения.

Дыню и арбуз, очищенные от коры и семян и нарезанные дольками, виноград и вареные яблоки раскладывают в формы или вазочки, заливают желе и охлаждают.

Желе с плодами консервированными

В сироп консервированного компота добавляют воду, сахар, соединяют с подготовленным желатином, доводят до кипения, добавляют кислоту лимонную и процеживают. Персики, нарезанные тонкими ломтиками, и вишню кладут в формочки, заливают желе и охлаждают.

Желе с плодами свежими и консервированными

Мандарины моют, очищают от кожицы, нарезают тонкими кружочками; сливы разрезают пополам и удаляют косточки. Отвар приготовляют из цедры мандаринов, добавляют в него сироп консервированного компота, сахар и нагревают до кипения. Затем соединяют с подготовленным желатином, добавляют кислоту лимонную, процеживают, заливают плоды, уложенные в порционные формы, и охлаждают.

Желе из экстракта плодового или ягодного или из сока плодового или ягодного натурального

В горячем сахарном сиропе растворяют подготовленный желатин, добавляют сок плодовый или ягодный или экстракт плодовый или ягодный, процеживают, разливают в формы и охлаждают.

Желе из сиропа плодового или ягодного

Желе готовят и отпускают, как желе из экстракта плодового или ягодного.

Многослойное ягодное желе

Ягоды (клюква, смородина, малина, вишня) перебирают и промывают. Отжимают сок.

Мезгу заливают горячей водой (для каждого сорта ягод нужно определенное количество воды) и варят в течение 5-7 мин. Отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения, удаляя с поверхности пену. Затем добавляют подготовленный желатин, помешивая до полного его растворения, и процеживают.

В готовый сироп добавляют охлажденный ягодный сок, разливают по формочкам и ставят на холод.

После охлаждения первого слоя желе заливают второй, вновь охлаждают, потом третий и так далее. Готовое желе подают с сиропом, взбитыми сливками или с охлажденным кипяченым молоком.

Муссы. Для муссов готовят сироп так же, как для киселей и желе. В нем растворяют замоченный желатин. Смесь охлаждают и хорошо взбивают. Можно готовить муссы с манной крупой. Для этого манную крупу просеивают, всыпают в кипящий сироп, непрерывно помешивая, и варят 15-20 мин. Затем сироп охлаждают до 400С и взбивают. Для приготовления мусса с альгинатом натрия его раствор вводят во фруктовое пюре, подкисляют лимонной кислотой и смесь взбивают. Для взбивания больших количеств мусса используют взбивальные машины. Муссы разливают в формочки или наливают на противни слоем 4-5 см и после застывания режут на порции. Подают муссы с сиропами или без них.

Мусс клюквенный

Основу для мусса (сироп с желатином), приготовленную так же, как для желе, охлаждают до 30-400С и взбивают до тех пор, пока смесь не превратится в пышную массу. Затем быстро, не давая полностью застыть (при температуре 30-350С), мусс разливают в формы и охлаждают. перед отпуском форму с муссом на 2/3 объема опускают на несколько секунд в теплую воду. Мусс нарезают на порции, выкладывают в креманку или вазочку и поливают соусом клюквенным, или сиропом плодовым, или ягодным натуральным из расчета по 20 г на порцию.

Мусс не разрешается взбивать в алюминиевой посуде, так как от этого изменяется его цвет и появляется привкус металла.

Мусс земляничный

Готовят так же, как и мусс клюквенный. При отпуске мусс поливают сиропом плодовым, или ягодным натуральным, или соусом земляничным, или подают со взбитыми сливками, или отдельно подают холодное кипяченное молоко.

Мусс лимонный

С лимонов срезают цедру, разрезают пополам и отжимают сок. Цедру заливают горячей водой, варят 5-6 мин, процеживают, в отвар добавляют сахар, вводят подготовленный желатин, соединяют его с лимонным соком, охлаждают и взбивают. При отпуске мусс поливают соусом коньячным, или сиропом сахарным, или сиропом плодовым, или ягодным натуральным (20 г на порцию).

Мусс апельсиновый или мандариновый

Мусс готовят и отпускают так же, как и мусс лимонный.

Мусс яблочный (на крупе манной)

Яблоки после удаления семенных гнезд разрезают и варят. Отвар процеживают, яблоки протирают, смешивают с отваром, добавляют сахар, кислоту лимонную и доводят до кипения. Затем тонкой струйкой вводят просеянную крупу манную и варят, помешивая, 15-20 мин. Смесь охлаждают до 400С и взбивают до образования густой пенообразной массы, которую разливают в формы и охлаждают.

Мусс плодово-ягодный (на крупе манной)

Приготавливают отвар из клюквы. В яблочное или абрикосовое пюре, разбавленное горячей водой, или отвар из клюквы добавляют сахар и доводят до кипения. В остальном способ приготовления такой же, как в муссе яблочном.

Самбуки. Желирующими веществами в этих блюдах являются пектин и желатин или альгинат натрия. Обычно готовят самбуки на основе яблочных и абрикосовых пюре. Яблоки моют, разрезают и вынимают косточки. Подготовленные фрукты кладут в сотейники, подливают немного воды, запекают в жарочных шкафах и протирают. В пюре добавляют взбитый белок, вливают тонкой струйкой растопленный желатин или раствор альгината натрия и разливают в формы.

Самбук яблочный или сливовый

Яблоки (без семенного гнезда) или сливы после удаления косточек укладывают на противень, подливают небольшое количество воды и запекают в жарочном шкафу; затем их охлаждают и протирают. В полученное пюре добавляют сахар, яичный белок и взбивают на холоде до образования пышной массы. Подготовленный желатин ставят на водяной мармит, помешивая, дают ему полностью раствориться и процеживают, затем вливают тонкой струей во взбитую массу при непрерывном и быстром помешивании венчиком.

Массу разливают в формы и охлаждают. Отпускают самбук так же, как мусс.

Самбук абрикосовый

Из абрикосов удаляют и косточки, заливают горячей водой, варят до размягчения плодов, протирают. Курагу предварительно замачивают, затем также варят и протирают. В пюре добавляют сахар, яичный белок, кислоту лимонную. В остальном готовят и отпускают, как и самбук яблочный.

При отпуске самбук поливают соусом абрикосовым – 20 г на порцию.

« Самбук яблочный»

№ операции Наименование операции
1 Яблоки обмыть обсушить.
2 У яблок удалить семенное гнездо, очистить от кожицы.
3 Разрезать яблоки на половинки.
4 Уложить их на противень срезом на дно и подлить воды.
5 Запечь яблоки в жарочном шкафу.
6 Охладить.
7 Охлажденные запеченные яблоки процедить через сито.
8 Отделить белки яиц от желтков.
9 Желатин замочить в холодной кипяченой воде.
10 В яблочное пюре добавить сахар и ячные белки.
11 Полученную массу взбить на холоде до образования пышной массы.
12 Замоченный желатин поставить на водную баню, дать полностью ему раствориться, непрерывно помешивая, затем процедить.
13 Растворенный желатин влить тонкой струей во взбитую массу при непрерывном и быстром помешивании.
14 Массу разлить в формы и охладить.

Задание 3

Эталон: Самбук подают в формочках или креманках по 100-150 гр. на порцию. Украшают взбитыми сливками, шоколадом, орехами (20-30 гр.)

Задание№4.

Таблица 3

Требования к качеству блюда « Самбук яблочный».

Вариант

Задание 1. Используя нормы вложения продуктов (брутто и нетто) представленные в таблице 1, рассчитайте потребность в продуктах (брутто и нетто) на одну и семь порций для приготовления блюда «Мусс клюквенный».

Полученные данные запишите в пустые ячейки таблицы 1.

Таблица 1

«Мусс Клюквенный»

Максимальное количество балов за задание №1 10 баллов

2. Составьте по памяти технологическую последовательность выполнения основных операций при приготовлении блюда «Мусс клюквенный». Общее количество операций не должно превышать 12-и операций.

Операции в технологической последовательности занесите в таблицу 2.

Максимальное количество баллов за задание № 2 - 10 баллов

Таблица 2

Последовательность технологических операций при приготовлении блюда

«Мусс Клюквенный»

Задание 3 . Составьте подробное описание подачи блюда.

Максимальное количество баллов за задание №3- 3 балла

Эталон: Мусс укладывают в креманки или тарелки по 100-150 гр. на порцию и поливают сладким клюквенным сиропом. Если мусс формовали в лотке, то его нарезают на куски квадратной формы с волнистыми краями.

Задание 4. Запишите в таблицу 3 требования к качеству блюда и их описание.

Максимальное количество баллов за задание № 4– 7 баллов

Таблица 3

Требования к качеству блюда «Мусс Клюквенный»

Максимальное количество баллов за ситуационную задачу – 30 баллов

Подготовленный продукт/осуществленный процесс :

Освоенные знания Критерии оценки 0 - критерий отсутствует 1– критерий присутствует частично 2– критерий присутствует в полном объеме
Знать классификацию, ассортимент, пищевую ценность, требования к качеству, сладких блюд и напитков;
Знать правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении сладких блюд и напитков;
Знать последовательность выполнения технологических операций при приготовлении сладких блюд и напитков;
Знать правила проведения бракеража;
Знать способы сервировки и варианты оформления;
Знать правила охлаждения и хранения сладких блюд и напитков;
Знать температурный режим хранения сладких блюд и напитков, температуру подачи; требования к качеству сладких блюд и напитков;
Знать виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
Освоенные умения
Уметь проверять органолептическим способом качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов;
Уметь определять их соответствие технологическим требованиям к простым сладким блюдам и напиткам;
Уметь выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления сладких блюд и напитков;
Уметь использовать различные технологии приготовления и оформления сладких блюд и напитков;
Уметь оценивать качество холодных блюд и закусок;
Освоенные ПК Критерии оценки 0- критерий отсутствует 1– критерий присутствует частично 2– критерий присутствует в полном объеме
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда Правильность организации рабочего места, выбора инструмента, инвентаря и технологического оборудования; Последовательность выполнения технологических операций при приготовлении блюд Соблюдение требований безопасных условий труда, санитарии и гигиены Правила проведения бракеража
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки Верность и точность расчетов рецептуры; Соблюдение требований к организации рабочего места, выбору инструмента, инвентаря и технологического оборудования; Правильность усвоения материала; Скорость и техничность выполнения работ Ясность и аргументированность при проведении бракеража Соответствие оформления и подачи напитков
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки Самостоятельность выполнения расчетов рецептур; Правильность организации рабочего места, выбора инструмента, инвентаря и технологического оборудования; Выполнение работ в соответствии с технологическим процессом Обоснованный выбор метода проведения бракеража Соблюдение правил оформления и подачи напитков
Освоенные ОК Показатели оценки результатов Критерии оценки 0- критерий отсутствует 1– критерий присутствует частично 2– критерий присутствует в полном объеме
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Стабильная успеваемость по учебным дисциплинам, МДК, учебной и производственной практики, посещение факультатива профессиональной направленности, предметного кружка
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Планирование и осуществление выполнения профессиональных задач
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Владение навыками устранения основных проблем в профессиональной деятельности и способами их решения; Осуществление оценки и самоконтроля качества выполнения видов профессиональной деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Владение навыками пользования справочной, нормативно-технической документацией.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Владение методами осуществления самостоятельного поиска необходимой информации для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Соблюдение правил межличностного общения: владение приемами вежливо отстаивать собственную точку зрения, аргументировать и доказывать собственные суждения; Соблюдение профессиональной этики поведения; Нахождение возможности предлагать помощь и советы сокурсникам; Соблюдение культуры речи.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Содержание рабочих мест в соответствии с требованиями к безопасности работ; Соблюдение правил организации рабочего места при приготовлении полуфабрикатов из овощей и грибов; Соблюдение правил организации рабочего места при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов; Правильность эксплуатирования технологического оборудования
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Заданиями не предусмотрено.

Оценочный лист

Задание №1 Тестирование

Уровни деятельности Критерии оценки Наличие критериев 0 критерий отсутствует 1– критерий присутствует частично 2– критерий присутствует в полном объеме

Эмоционально-психологический

Задания выполняет с интересом
Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении заданий
Оформляет работу аккуратно, без исправлений в соответствии с требованиями оформления документов

Регулятивный

Демонстрирует знания правил обработки сырья
Демонстрирует знания технологии приготовления сладких блюд и напитков
Владеет знаниями правил хранения сырья
Владеет знаниями правил хранения готовых сладких блюд и напитков

Социальный

Демонстрирует умение работать в группе
Проявляет чувство взаимопомощи по отношению к сокурсникам
Творческий Не предусмотрено заданием

Аналитический

Проявляет умение отыскивать причины дефектов сладких блюд и напитков
Анализирует последствия своих возможных ошибок и недочетов работы

Самосовершен

ствования

Адекватно оценивает свой ответ
Определяет свои ошибки и недочеты, предлагая варианты их исправления
Активно проявляет желание учиться и самосовершенствоваться дальше

Оценочный лист

к экзамену квалификационному по профессиональному модулю ПМ.07 по профессии 260807.01Повар, кондитер

Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________________________________________________________________

№ группы _________________________________________________________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение среднего

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик преподавателю.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 20 баллов

Актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 30 баллов

Соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата ;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 20 баллов

Круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т. д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов

Правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 15 баллов

Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

86 – 100 баллов – «отлично»;

70 – 75 баллов – «хорошо»;

51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

Мене 51 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Технологическая карта блюда – технический документ предприятия общественного питания, составленный на основании Сборника рецептур и содержит нормы закладки сырья, нормы выхода готового изделия и описание технологического процесса приготовления блюда (изделия).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Наименование блюда (изделия):_______________________________________________

Рецептура № :______

Расход сырья на одну порцию, г

Расход сырья (нетто) , кг

200 порций

Масса полуфабриката

Масса готового блюда (изделия)

Технологический процесс приготовления блюда (изделия)

Температура отпуска

Зав. производством ________________ _____________________

Подпись Фамилия, инициалы

2. Используемое сырье

3. Рецептура и нормы закладки

4. Технологический процесс

Порядок выполнения работы

1. Наименование блюда (изделия) и область применения

Укажите наименование предприятия, точное название блюда, номер по сборнику рецептур. Карте присвойте номер

Наименование предприятия: Кафе «Романтика»

Технологическая карта № 5

Наименование блюда: Самбук абрикосовый

Рецептура № 000

2. Используемое сырье

В пункте «перечень сырья» перечислите все продукты, необходимые для приготовления данного блюда

Для приготовления самбука абрикосового используют следующее сырье:

Абрикосы свежие ГОСТ

или курага свежая ГОСТ

Желатин ГОСТ

Сахар-песок ГОСТ

Яйца куриные (белки) ГОСТ

Кислота лимонная ГОСТ

3. Рецептура и норма закладки

4. Технологический процесс

В пункте «Технологический процесс приготовления блюда (изделия)» опишите процесс подготовки сырья: мытье, чистку, а также способы нарезки, последовательность добавления ингредиентов, их перемешивание и т. д.

Из абрикосов удалить косточки, залить горячей водой, варить до размягчения плодов, протереть. В пюре добавить сахар, охлажденные яичные белки, лимонную кислоту и взбить. В полученную массу тонкой струйкой влить распущенный желатин. Массу разлить в формы и охладить.

5. Оформление, отпуск, хранение

В разделе «Требования к качеству блюда (внешний вид, консистенция, вкус, запах)»

должны быть отражены особенности оформления и правила подачи блюда (изделия),

требования к порядку реализации кулинарной продукции, условия, сроки реализации и хранения.

Самбук абрикосовый отпустить на десертной тарелке или в креманке. При отпуске полить соусом абрикосовым.

Температура подачи 10-14º С

Срок реализации не более 3 часов с момента окончания технологического процесса

6. Показатели качества и безопасности

В разделе «показатели качества и безопасности" указываются органолептические показатели блюда (изделия): вкус, цвет, запах, консистенция.

Органолептические показатели блюда:

Внешний вид - форма соответствует формочке, в которой его приготовили;

Цвет – нежно-оранжевый;

Вкус – сладкий с привкусом абрикосов;

Запах – абрикосового пюре;

Консистенция – мелкопористая, упругая.

Подпишите технологическую карту разработчиком, технологом, шеф-поваром или начальником производства, утвердите ее руководителем предприятия общественного питания. Карта хранится в картотеке предприятия.

Ответственный разработчик ____________ _________

Технолог ____________ ___________________

Шеф-повар ____________ ___________________

«УТВЕРЖДАЮ»

руководитель предприятия ____________ ___________

«__» ________ 20__ г

Критерии оценивания

Правильность выполнения всех этапов технологической карты;

Правильность оформления карты в соответствии с требованиями ТУ.

Анфимова, Н. А. Кулинария: учебник / Н. А. Анфимова, Л. Л.Татарская. – М. :

Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Домарецкий, В. А. Технология продуктов общественного питания: учебное

пособие / В. А. Домарецкий. – М. : ФОРУМ, 2008. – 400 с.

Елхина, В. Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания:

учебное пособие: справочник / В. Д. Елхина. – М. : Издательский центр

«Академия», 2006. – 336 с.

Зобов, А. И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия

общественного питания / А. И. Зобов, В. А. Циганко. – М. : «И. К. Ц.»,

«ЛАДА», «Арий», 2006. – 680 с.

Матюхина, З. П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З. П. Матюхина,

Э. П. Королькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учебное пособие

/ Н. Э. Харченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с.

Интернет-ресурсы:

Сайт журнала «Гастроном» http://www. gastronom. ru

Требования к качеству сладких блюд

Температура холодных сладких блюд при подаче должна быть 12-14 0 С; горячих – 65-75 0 С. Недопустимые дефекты: блюдо недостаточно сладко (уменьшена закладка сахара); имеет посторонние привкусы и запахи (гнилых фруктов и ягод, прогорклого жира, подгоревшего молока, недоброкачественных яиц и др.); нехарактерная консистенция (взбитые сливки и муссы осœели; попадаются комки заварившегося крахмала в киселях; закал в выпеченных изделиях).

Наиболее часто встречающиеся дефекты: вкус и запах слабо выражены (слабый аромат ванилина в молочном киселœе; недостаточно выражен вкус и запах ягод, фруктов вина в сиропах и т.д.); незначительные дефекты консистенции (жидкий кисель, плотное желœе; слабо взбиты муссы, самбуки, сливки; недостаточная пористость пудингов и выпеченных изделий; частично переварены фрукты в компотах); непривлекательный внешний вид (мутность компотов, сиропов; наличие пленки на киселях; неаккуратно разложены фрукты, желœе); незначительные дефекты цвета (недостаточно выражен цвет киселœей, желœе, слабо заколерованы выпечные изделия и т.д.).

Свежие фрукты должны быть вымыты, зачищены от загнивших мест. Все фрукты и ягоды должны быть зрелыми и вполне доброкачественными.

В компотах сироп должен быть прозрачным, с концентрированным вкусом и запахом фруктов, в меру сладкий, с приятной кислинкой (если использованные кислые ягоды – смородина, вишня и др.). Фрукты и ягоды должны быть мягкими, но неразваренными и немятыми. Не допускается наличие загнивших и червивых плодов. Основные дефекты: сироп сладкий, но без аромата и вкуса плодов (жидкость слили и долили сиропом); вкус слабо выражен (нарушили рецептуру или мало настояли после варки); часть фруктов переварена, часть сохранила форму, на дне мутный осадок (всœе фрукты заложили в сироп одновременно, а не последовательно в соответствии со сроком варки); попадаются плодоножки, семена яблок и груш, косточки свежих слив и абрикосов (плохо перебрали и зачистили плоды).

Фрукты в винœе – яблоки и груши – должны сохранять форму. Сироп должен быть слабокислым, с ароматом вина, прозрачным и густым от сахара.

Основные дефекты: поверхность яблок и груш потемнела (очищенные плоды хранили на воздухе, а не в подкисленной воде); плоды деформированы (переварены), жесткие (недоварены); сироп имеет недостаточно концентрированный вкус (нарушена рецептура) или мутный оттенок (переварены очистки фруктов, из которых варили сироп).

Густые кисели должны иметь плотную консистенцию, они сохраняют свою форму, не растекаясь; полужидкие – консистенцию густой сметаны. Фруктово-ягодные кисели, приготовленные только из отжатого сока (клюквы, черники, смородины и т.д.), должны быть прозрачными, сохранять окраску, вкус и аромат ягодных соков, а приготовленные из протертых плодов бывают мутными и цвет их может несколько измениться. Для приготовления всœех киселœей, кроме молочного, используют картофельный крахмал, который дает прозрачные студни, а молочный готовят с кукурузным (маисовым) крахмалом. Густые кисели подают с молоком.

Основные дефекты: кисель жидкий (переварен или положили мало крахмала); наличие комков (неправильно заварили крахмал); на поверхности пленка (не посыпали сахаром перед охлаждением); кисель из отжатых соков не имеет аромата͵ цвета и вкуса свежих ягод (сок кипятили, а не ввели сырым в конце приготовления); кисель из соков и сиропов мутный (долго хранили, использовали маисовый крахмал); в киселях из протертых фруктов попадаются крупные частицы (плохо протирали); молочный кисель имеет запах подгорелого молока; нет аромата ванилина; на поверхности густого киселя выделилась вода (долго хранили); клюквенный кисель имеет фиолетовую окраску (варили в алюминиевой посуде).

Желœе – консистенция должна быть студнеобразной сохраняющей форму на изломе, но не грубой и нерезинистой. Ягодное желœе должно быть прозрачным, со вкусом и запахом использованных ягод. Иногда в нем заливают целые ягоды или дольки апельсинов и мандаринов. Использование искусственных красителœей при изготовлении желœе запрещается.

Основные дефекты: ягодное желœе непрозрачное (плохо процедили или не осветлили); желœе не застыло или очень густое (положили желатин не по норме); лимонное желœе горчит (плохо зачистили цедру); попадаются кусочки желатина (плохо замочили желатин и не растворили полностью); малосладкое (недостаточное количество сахара).

Муссы – готовый мусс представляет собой застывшую, нежную, мелкопористую, пышную и слегка упругую массу с бледной окраской (клюквенный – розовый, яблочный и лимонный – белый или слабо-желтый). Перед отпуском нарезают на куски прямоугольной или треугольной формы с ровными или гофрированными краями. Вкус сладкий, со слабой кислотностью.

Основные дефекты: в нижней части мусса образовался плотный слой желœе (плохо взбивали, разлили в формы не полностью остывшим); масса тяжелая (мало взбивали); куски бесформенные (переохладили при взбивании).

Самбуки – консистенция упругая, масса однородная, более тяжелая, чем у мусса, мелкопористая, вкус сладкий с небольшой кислотностью, запах яблок или абрикосов.

Кремы – пористая, упругая масса, нарезанная на куски прямоугольной формы и отлитая в формах. Запах и цвет, соответствующие наполнителям или ароматизаторам. Кремы бывают сливочные (ванильные), кофейные, шоколадные, ореховые, сухарные, сметанные (ванильные) и ягодные.

Пудинги – изделия должны иметь поджаренную корочку, мягкую и нежную консистенцию внутри, сладкий вкус; на разрезе видны цукаты или изюм, равномерно распределœенные по всœей массе. Закал не допускается. Масса должна быть хорошо пропечена. В случае если пудинг не пропечен, то внутри он липкий, сырой, на воткнутый нож или лучинку прилипает непропеченная масса.

Каша гурьевская – поверхность каши должна быть золотистой (иногда ее прижигают в виде сетки), консистенция пышная, нежная. Дефекты – осœедание каши после выпечки, заварившиеся комочки крупы внутри, подгорелая поверхность и др.

Яблоки с рисом – рис должен быть аккуратно сформован в виде низкого цилиндра, поверхность яблок светлая, полностью покрыты соусом.

Яблоки в тесте – готовые изделия представляют из себярумяный пончик с золотистой корочкой, с запеченным внутри яблоком. Тесто должно быть пышное, желтое на изломе; яблоко хорошо пропеченное, зелœеновато-желтое или белое, мягкое.

Бабка яблочная – на поверхности должна быть хрустящая румяная корочка; начинка густая, не вытекает, хорошо прогрета.

Требования к качеству сладких блюд - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Требования к качеству сладких блюд" 2017, 2018.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: