Чайной церемонии такие вещи как. Русская чайная церемония. Чайная церемония в Англии

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну - мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной - отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.

На протяжении нескольких лет, исследуя чайный интернет, мы натыкались (особенно на зарубежных сайтах) на формулировку , и формулировка эта нас изрядно веселила - уж мы то, живя в России, отлично понимали, что никакой русской чайной церемонии не существует. Если, конечно, понимать под чайной церемонией формализованный набор правил и действий.

Однако если под чайной церемонией понимать некое экстраординарное чайное действо, выходящее за рамки обычного чаепития и основанное на национальной чайной традиции, то все меняется. Если подходить к чайной церемонии с такой точки зрения (а именно так, в большинстве случаев, поступают англичане и китайцы), то русскую чайную церемонию можно придумать. И начнем мы это делать прямо сейчас. Только сначала позволим себе одно замечание.

Любая чайная церемония включает в себя три части: духовную, материальную и этикетную. Духовная составляющая - это философские, эстетические, нравственные, исторические и тому подобные основы всего того, что будет происходить во время чаепития. О них мы немного поговорим в следующей статье. Материальная составляющая - это чайная утварь и всякий прочий вещественный антураж, который делает чайную церемонию технически возможной. Ну и, наконец, этикетная составляющая - это правила, умения и навыки, которыми должны обладать все участники церемонии.

Так вот. Все эти три составляющие достаточно сложны в любой чайной церемонии. И очень немногие из жителей тех стран, которые имеют национальные чайные церемонии, могут эти самые церемонии проводить. Мы абсолютно уверены, что очень небольшой процент английских семей имеет своем «арсенале» чайный сервиз веджвудовского (или аналогичного по качеству) фарфора и запаривается на заваривание листового чая. К чему все это, если фаянсовая посуда более практична, а чай в пакетиках заваривать удобнее.

Точно также очень немногие японцы имеют свой собственный чайный домик или даже комнату для чайных церемоний - это дорого. А многие, очень многие китайцы, возможно, даже и не знают о существовании китайской чайной церемонии гунфу-ча.

Мы все это к тому, что русская чайная церемонии вовсе не должна быть общедоступной - в том числе и в России. Ее проведение потребует определенной утвари, соблюдения некоторых правил и определенной духовной подоплеки - всего того, чего просто нет в наших повседневных чаепитиях.

Мы отдаем себе отчет в том, что воспроизведение всего того, что мы понапридумываем в дальнейшем, будет сопряжено с некоторыми сложностями. Ну а кто говорил, что будет легко;)

Русская чайная церемония. Самое главное

Начать рассказ о русской чайной церемонии хочется небольшим лирическим отступлением, посвященным тому, что можно назвать главной идеей, главным отличием или, если хотите, духовной основой русского чаепития. Говоря о духовности русского чая, очень не хочется скатываться в банальный лубок и рассказывать о том, что только русские, с их широкой душой и бесконечной тоской в глазах, способны на настоящее чаепитие. Все это - ерунда. Широкая душевность и глазная тоска - это не путь, но образ постижения вещей, весьма, к сожалению, распространенный среди наших соотечественников. Которым часто неважно качество того, чем они занимаются - лишь бы глаза были широкими, а в душе - тоска. Или наоборот.

Мы предлагаем немного необычный способ осознания духовной части русского чаепития - через сравнение. Сравнение русской чайной церемонии с чайными церемониями других культур - устоявшихся и известных. Проанализировав то, что есть в чаепитии японском, китайском или английском, мы сможем достаточно точно определить изюминку чаепития русского. Итак.

Японская чайная церемония - это спокойное наслажденные мелочами, удовольствие от внимания к деталям и тихое очарование внутреннего мира. Своего собственного, мира чайного сада, чайной комнаты и чайной утвари, мира, окружающего участников церемонии, во всех его проявлениях - будь то луна или утренний снег. И главная цель японской чайной церемонии - помочь раскрыться этому внутреннему миру.

Главная цель китайской чайной церемонии - раскрыть сущность чая, дать возможность участникам действа распробовать все нюансы его вкуса и аромата. Культура перемен, столь органично пронизывающая всю китайскую культуру, не минула и чайную церемонию. Именно гунфу-ча, как никакое другое чаепитие, позволяет ощутить и оценить изменчивость чая, переплетение вкуса и аромата.

Английское чаепитие ценно своим антуражем, выпечкой, посудой, соблюдением традиции и гордостью от того, что традиция сохраняется. Искусство чайной беседы, развившееся в викторианские времена, сейчас почти потеряло свое значение, но английская чайная традиция - это все еще традиция общения и традиция получения удовольствия от этого общения, даже если это общение весьма формально.

Вот. А в русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Получить удовольствие от изысканной беседы в чистом виде, в абстрактной компании (состоящих из воспитанных людей, которые кушают опрятно и говорят правильно) при русском чаепитии просто невозможно. Но вот если за чаем собрались друзья - настоящие или будущие - то совершенно неважно, о чем они будут говорить или молчать. Не особенно важно даже, какой чай они будут пить (это не значит, что чай может быть плохим, но он может быть достаточно простым, без особенных изысков) и какими плюшками станут его заедать. Совершенно неважно, сколь изысканы будут манеры (главное, не создавать неудобства «сочайникам») и насколько изящны шутки. Важно только то, что в какой-то момент такого чаепития его участники замечают, что часто прикрывают рукой довольно глупую и чрезвычайно довольную улыбку. А чему именно они радуются - толком и не понять.

Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность - вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю - именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ну а теперь пришла пора поговорить о вещах гораздо более осязаемых.

Русская чайная церемония. Варианты

Из-за того, что чай в нашей культуре - напиток очень распространенный, составить описание универсальной чайной церемонии не представляется возможным. Одинаковое душевное, духовное и вкусовое удовольствие можно получить в совершенно разных условиях - и на веранде небольшого дачного домика, и в изысканной гостиной. Вот почему мы предлагаем выделить два основных типа русской чайной церемонии: салонную и дачную.

Начнем с салонной русской чайной церемонии. Мы отдаем себе отчет в том, что салон - это понятие, почти полностью ушедшее из нашей жизни. Однако именно этот термин мы предлагаем использовать для обозначения чаепитий «под крышей», проходящих не на кухне, но в более подходящем для приличного приема помещении - в столовой или гостиной. Отличительные черты салонной чайной церемонии таковы.

Во-первых, специально для этого чаепития хозяева могут приготовить какую-либо чайную выпечку или какие-либо хитрые чайные закуски. Безусловно, использование готовых продуктов - тортов, пирожных, печенья и т.п. совсем не возбраняется, однако вся эта «магазинщина» лишит мероприятие изрядной доли уюта. И, конечно, домашняя выпечка является замечательной темой для разговора.

Во-вторых, при салонном чаепитии часть процедур, связанных с приготовлением чая (кипячение воды, часто - заваривание чая), производятся в другом помещении, отдельно от самого чаепития - чаще всего - на кухне.

В-третьих, салонное чаепитие редко проводится просто так - чаще всего для него есть какой-либо торжественный повод. В зависимости от повода, салонное чаепитие может сопровождаться чинной застольной беседой или шумным весельем и танцами (с чайным столиком, сервированным в углу) - но, в любом случае, это будет чай по поводу.

Русская же чайная церемония на свежем воздухе - это совершенно романтическое мероприятие, которое может проводиться на балконе (если балкон позволяет), мансарде, веранде, в беседке или просто на свежем воздухе - на берегу реки, в которой купаются белотелые пейзантки, например. Помимо пейзанток, русскому чаепитию на свежем воздухе присущи следующие черты.

Во-первых, такое чаепитие гораздо менее привередливо к закускам. Некоторая «походность» обстановки допускает любую выпечку и любые бутерброды - на свежем воздухе самый банальный магазинный кекс может оказаться восхитительно вкусным. Хотя, конечно, если к утреннему чаепитию будут поданы свежие блины - нирвана наступит прямо на веранде.

Во-вторых, вся подготовка к чаепитию будет проходить на глазах участников чаепития - на далекую кухню не набегаешься. Поэтому вся утварь и все действия, связанные с приготовлением чая, должны быть чрезвычайно приятными и красивыми. И, вместе с тем, функциональными.

В-третьих, чаепитие на свежем воздухе подразумевает полную свободу перемещений. Человек с чашкой чая, вставший из-за стола, отошедший в сторону и слушающий, как поют соловьи или квакают лягушки, является украшением такого мероприятия.

Ну и, наконец, в-четвертых, такие чаепития проводятся, скорее, по расписанию, чем по значительному поводу. Например, каждое утро. Или каждый вечер. Или каждые выходные. Чрезвычайно важной чертой такого чаепития является привычность всех его участников и к самому мероприятию, и дружка к дружке. Именно повседневный привычный уют делает русское чаепитие на природе настолько теплым и милым, что при воспоминании о нем на глаза наворачиваются слезы умиления.

Вот. Теперь, когда русские чайные церемонии классифицированы, можно переходить к описанию необходимой для их проведения утвари.

Русская чайная церемония. Утварь для пития чая

Итак, мы договорились до того, что выделили два варианта русской чайной церемонии: салонную и дачную. Утварь, используемая для этих двух видов чайной церемонии, заметно различается - в той ее части, которая используется для приготовления чая.

А вот посуда, в которой подается чай, не зависит от того, где происходит чаепитие - в гостиной или на веранде. Это чашки с блюдцами. Фарфоровые, но не фаянсовые чашки с блюдцами. Классической пиалообразной формы, возможно - чуть волнистые. И сервизы с такими чайными парами, и такие чайные пары отдельно в изобилии производят фарфоровый завод в Дулево и фарфоровый завод имени Ломоносова. Самой что ни на есть традиционной русской чайной посудой является сервиз «Кобальтовая сетка». Он действительно красив, но его красота немного тяжеловата - и, на наш взгляд, больше подходит для серванта, нежели для живого чайного стола. Мы предпочитаем фарфор с более легким рисунком.

Очень хорошо, если чашки будут белыми изнутри. Какими они будут снаружи - не очень важно, хотя мы замечали, что вечером и при не очень сильном освещении (например, при свечах) чай замечательно пьется из темно-синих чашек с небольшим золотым рисунком. А днем, когда света много и настроение живое, лучше использовать чашки светлые, с каким-нибудь легким и, возможно, цветочным рисунком.

Стереотипные стаканы - даже с самыми красивыми подстаканниками и с самыми серебряными ложками - являются верными спутниками неустроенного чаепития - недаром они так прижились в поездах. Чай из стакана подходит одинокому мужчине, стоящему у окна долгим зимним вечером и смотрящему на прохожих, на несколько секунд отогревающихся в свете фонарей и снова пропадающих в морозной темноте. Чай из стакана - это неуютно. Да и не особенно вкусно, если честно. Чтобы чай был вкусным и уютным - его нужно пить из чашки.

Итак, чайные пары. К каждой из которых полагается чайная ложечка - это очевидно. Лучше всего - позолоченная. Это менее очевидно, но очень красиво - золото удивительно гармонирует с черным чаем, налитым в белую изнутри чашку.

Русское чаепитие - и мы не откроем большого секрета - не существует без разнообразных вкусностей. Поэтому на столе должны быть пирожковые тарелочки. Конечно, они занимают много места. Конечно, мы все хотя бы раз использовали в качестве пирожковых тарелочек блюдца от чайных пар. Но мы ведь делаем церемонию, правда? Поэтому у нас будут пирожковые тарелочки и десертные ложки.

Ну и, конечно, на столе могут стоять менее важные предметы - сахарница, тарелочка под лимон (который должен быть нарезан тонкими кружочками, но не дольками), вилочка под лимон и ложка под сахар-песок или щипчики для кускового сахара. Мы не уделяем этим предметам особого внимания, потому что в русском чаепитии они носят очень вспомогательный характер - и на них особого внимания не обращают. К вспомогательной утвари отнесем и блюда под разнообразные закуски - будут закуски, будут и блюда, здесь и говорить нечего.

Последним штрихом в сервировке чайного стола будут, конечно, розетки под варенье и мед и вазочки, в которых эти самые варенье и мед подаются.Это хорошо, если вазочек будет несколько - на приличном чайном столе должно стоять несколько видов варенья.

Русская чайная церемония. Бульотки и чай парами

Начнем с самого простого случая - с чаепития под крышей - в гостиной, столовой и т.п. С точки зрения приготовления чая, в таком чаепитии существенным является, прежде всего, то, что кипячение воды и, возможно, заваривание чая, происходит в помещении, отдельным от того, в котором проходит чаепитие. Чаще всего - на кухне. Поэтому первый вопрос, который предстоит решить приличному хозяину - это вопрос подачи горячей воды к чайному столу.

В прежние времена широкое распространение имел замечательный прибор под названием «бульотка» («больотка»), название которого напрямую связано с английским to boil («кипятить», «варить»). По сути своей, бульотка - это небольшой металлический чайник, установленный на горелке, чаще всего - спиртовой. Бульотка использовалась как для кипячения небольшого количества непосредственно на чайном столе (или на небольшом столике рядом с ним), так и для поддержания температуры уже кипяченой воды.

Безусловно, и в наше время бульотка стала бы украшением чайного стола. Представьте себе: вы кипятите воду на кухне в банальном чайнике, затем переливаете кипяток в бульотку, ставите ее на стол, зажигаете спиртовку и спокойно пьете чай, всегда имея под рукой горячую воду - пламя спиртовки, естественно, нужно отрегулировать так, чтобы вода не кипела, но находилась в «предкипящем» состоянии. Тогда разговор за чайным столом будет сопровождаться еще и приятным шумением и побулькиванием.

Но. Бульоток нет. Они, возможно, остались у антикваров и в музеях, но найти такой действующий прибор для домашнего использования почти невозможно. Нам, например, приходилось видеть бульотки только на картинках. Поэтому нам придется обходиться без них. А жаль.

Без бульоток процесс подачи горячей воды к столу становится гораздо менее романтичным, но гораздо более простым. Вскипевшая вода на кухне переливается в большой фарфоровый (или фаянсовый) чайник - и именно в таком чайнике подается к столу. Заметим, что фаянсовый чайник для таких целей подходит лучше - он лучше держит тепло и более практичен. В смысле - не такой хрупкий.

В идеале, чайник, в котором будет заварен чай, и чайник, в котором будет подаваться кипяток, должны быть из одного набора. Но здесь есть одна проблема. Такие наборы сейчас производят, и их можно купить - но основное их назначение - декоративное. И если большой чайник в таком наборе, как правило, не вызывает нареканий, то маленький - заварочный - как правило никуда не годится. Чаще всего потому, что слишком маленький - его делают таким для достижения художественного контраста. Контраст получается, а вот хороший чай - не часто.

В конце XIX века в русских чайных были очень распространены наборы из большого (для кипятка) и маленького (для заварки) чайников, в которых второй мог служить крышкой первого. Подаваемый в таких чайниках чай назывался «чай парами» и стоил, как правило, три копейки. Сейчас найти такой набор, да еще и приготовить в нем чаю на три копейки будет достаточно сложно, однако общий принцип можно воспроизвести запросто, подавая заварку в заварочных чайниках, а кипяток - в кипяточных.

Русская чайная церемония. Самовар

Ну вот, мы и добрались до самого главного, самого растиражированного, самого красивого и, увы, весьма редкого в наше время атрибута русского чаепития - самовара. Вообще-то, самовару посвящено несколько статей в этом разделе, однако сейчас нас будут интересовать не столько история и устройство этого прибора, сколько вопросы, связанные с его практическим применением. Начнем с ответа на самый сложный вопрос: как самовар раздобыть.

Итак. Самовар, несмотря на кажущиеся сложности, раздобыть достаточно просто. Во-первых, электрические самовары продаются достаточно широко. Конечно, это скорее сувениры, чем функциональные кипятильники. Конечно, кипячение воды в таких приборах не лишено недостатков. Конечно, своей «электричностью» они наносят изрядное оскорбление самому духу русского чаепития - однако это, все-таки, самовары. И если другого самовара не найти, можно воспользоваться электрическим.

Во-вторых, в Туле продолжают производить самовары, способные работать на дровах или угле. Они, правда, гибридные - то есть могут работать и от электричества, и от естественного топлива. А еще они непомерно дорогие (что-то около 40 000 рублей) и достаточно вычурные. Но и это тоже самовары, и продает их, например, торговый дом «Рубин».

И, наконец, в-третьих, совершенно спокойно можно раздобыть настоящий старинный самовар. У антикваров его цена колеблется от 1500 до 20 000 рублей и, поверьте, те самовары, что дешевле, часто оказываются лучше - хоть и не так блестят. Дело в том, что антиквары редко предполагают, что покупатель будет использовать самовар по его непосредственному предназначению. Поэтому купить непротекающий самовар в антикварной лавке практически невозможно - и с этим нужно смириться. Главное, чтобы у самовара не был прогоревшим колосник (решетка в основании кувшина - того места, где горит топливо), и он вообще не разваливался на части - а мелкие течи можно залудить. (Лужение самовара, кстати, занятие неочевидное - потому что бытовые электропаяльники редко бывают достаточной мощности, для того чтобы качественно лудить самовар, с его-то теплоотводом - так что лучше доверить это дело специалистам, которых можно найти в любой авторемонтной мастерской).

Озадачившись несколько лет назад «добычей самовара», я [Денис Шумаков] выбрал именно последний, «антикварный», вариант - благо, что в провинции цены в антикварных лавках относительно гуманные. Потратив три с половиной тысячи рублей и проведя два месяца с паяльником, я, в конце концов, стал обладателем двух рабочих (и очень красивых) тульских самоваром фабрики Воронцова. Каждому из которых, наверное, по сто лет. И, поверьте, хлопоты вокруг двух этих старинных кипятильников, оправдали себя целиком и полностью. Я иногда кипячу самовары на балконе (на древесном угле - он почти не дает дыма, и я не боюсь напугать соседей). И, конечно, любое чаепитие на природе происходит с их непосредственным участием… Это было отступление.

Самовар, конечно, является непременным атрибутом русского чаепития на даче, веранде, в беседке или просто под открытым небом - на берегу реки, например.

Подробно рассказывать о том, как топить самовар (настоящий, дровяной), особого смысла нет - хотя занятие это очень увлекательное и весьма непростое. Заметим лишь, что наличие трубы сильно упрощает и убыстряет решение этой задачи. Трубу для самовара запросто изготовит любой жестянщик в ближайшем домоуправлении - нужно только правильно сообщить ему диаметр. И еще - если вы решите топить самовар углем, то вам придется уголь разжигать. В принципе, для этого подойдет специальная жидкость для розжига каминов - но она имеет характерный и достаточно сильный запах. Поэтому лучше использовать спирт (обычный, жидкий, а не сухое горючее). Если, конечно, есть такая возможность.

В своем кипении самовар проходит три стадии - он «поет», «шумит» и «бурлит». В идеале, заваривать чай нужно тогда, когда самовар заканчивает шуметь и начинает бурлить. Этот момент поймать достаточно сложно - он короткий. Петь и бурлить самовар может долго - а вот шумы у него короткие.

Чаще всего, конечно, самовар приносится к столу бурлящим. Кувшин самовара (та емкость, в которой сгорает топливо) нужно обязательно закрыть - чтобы дыму было поменьше, и чтобы горение прекратилось, если топливо долгоиграющее (например, тот же уголь). Чай нужно заварить как можно быстрее - иначе вода банально перекипит - самовар будет продолжать «работать» даже стоя на столе и кипение воды еще некоторое время будет продолжаться.

Ставить заварочный чайник на самовар можно только в том случае, если это удается сделать, не снимая колпачка. В противном случае чайник закоптится - а если самовар топится шишками или сосновыми дровами - то покроется слоем смолы (для глиняного чайника, кстати, такое чаепитие станет последним).

Использование же самовара по время чаепития очевидно - из него доливают кипяток в чашки после того, как нальют в них заварку. Помните только, что вода в самоваре достаточно долго будет оставаться горячей - ведь именно самовару мы обязаны такой традиции, как питие чая из блюдца. Кипяток, который только что налит из самовара, пить из чашки просто невозможно - а в блюдце он остывает достаточно быстро…

Ну вот, с утварью для русской чайной церемонии мы, кажется, разобрались. Займемся теперь самой церемонией. Вернее, с ее самыми характерными чертами - начиная с главной.

Русская чайная церемония. Приготовление чая

Итак, несколькими статьями ранее мы договорились до того, что главной отличительной чертой русской чайной церемонии является не просто возможность выпить чаю, но возможность выпить чаю в хорошей компании. Именно эта особенность, отчасти, определяет способ заваривания и подачи чая во время русского чаепития. Но, прежде чем рассказывать о заваривании чая, следует сказать несколько слов о выборе чая для русского чаепития.

Конечно, это должен быть черный чай - черный в том смысле, который вкладываем в этот термин мы, европейцы. Безусловно, зеленый чай в России пили, но к концу XIX века (как раз к тому времени, когда русская чайная традиция окончательно устоялась) россияне безоговорочно отдавали предпочтение черному чаю.

А вот с выбором сорта черного чая все совсем не так безусловно. Если вы хотите, чтобы ваше чаепитие претендовало на историчность (если так можно выразиться), то заваривать следует китайский черный чай - на протяжении достаточно долгого времени другого чая в России просто не было. Из представленных в настоящее время в магазинах сортов чая к русскому чаепитию хорошо подойдут кимуны (они же - цихуны маофэны) и купажи типа «Русского каравана». Юннаньские китайские чаи для русского чаепития слишком тонки.

Но. Русские чайные вкусы сильно изменились во второй половине XX века - когда китайские чаи почти полностью исчезли с нашего чайного рынка и были заменены чаями индийскими и цейлонскими. Эта замена пришлась по вкусу россиянам - и в настоящее время вкус китайского черного чая может показаться неподготовленным участникам чаепития слабым, непонятным и неинтересным. C этой точки зрения для русского чаепития лучше подойдет индийский ассам или хороший цейлонский чай.

Естественным компромиссом, снимающим все вопросы с выбором сорта чая, является заваривание нескольких чаев в нескольких заварочных чайниках. Очень часто, когда за столом собирается много гостей, меня [Дениса Шумакова] очень выручает следующая комбинация напитков: кимун (для соблюдения традиции), ассам (как универсально хороший чай), что-либо сладко-ароматизированное (например, Twinings Lady Grey - для дам) и Лапсанг Сушонг (для курильщиков и эстетов). Конечно, такой набор не назовешь классическим русским, но гости обычно остаются довольны - и это главное. В принципе, можно разнообразить чайный репертуар чаями с добавление сушеностей (трав и фруктов) или чаями с добавлением алкоголя - но это тема для отдельной статьи, и такая статья ждет вас впереди.

Вернемся, однако, к приготовлению чая. О заваривании черного чая немало сказано и написано, в том числе и на нашем сайте. Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями, можете обратиться к опыту Оруэлла, можете найти кулинарные книги и заварить чай по Похлебкину или по Молоховец. Однако общая последовательность действий будет примерно одинаковой.

Вам необходимо будет вскипятить воду (и следить за тем, чтобы она не перекипела), прогреть заварочный чайник (в идеале - фарфоровый и круглый), засыпать заварку, залить ее кипятком, перемешать, закрыть заварник крышечкой и накрыть его салфеточкой (но не псевдорусской чайной бабой). Настаивать все это дело около пяти минут - и пить!

В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, вы можете «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Или засыпать чай в заварник не ложечкой, но руками - «пястками», мотивируя это приверженностью историческим традициям. Но это все - мелочи, детали. По сравнению с тем, что чай для русского чаепития заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке.

Говорить о том, что разбавление заварки кипятком непосредственно в чашке - исконно русская и уникальная традиция, мы, конечно, не будем. Так делают и в других странах - однако именно в России этот способ приготовления чая стал стандартом de facto. И тому есть две причины, не относящиеся непосредственно к качеству напитка.

Во-первых, за русским чаепитием часто собирается достаточно большое количество гостей - и приготавливать чай так, чтобы разливать готовый напиток разу из заварника, не разбавляя, весьма неудобно. Нужен будет или очень большой заварник, или много заварников. Но это еще полбеды. Беда в том, что (и это - во-вторых) при русском чаепитии одной чашкой чая ограничиваются редко - три-четыре чашки каждый гость выпивает спокойно и совершенно без напряга. И если на «первую чашку» чаю «без разбавления» еще может хватить, что ко второму (и уж точно - к третьему) кругу заварники будут пусты. И хозяину придется заваривать свежий чай.

С точки зрения качества напитка, в этом нет ничего страшного - это даже хорошо. Но это чрезвычайно неудобно с точки зрения человека, который уже выпил чашку чая и увлекся разговором. Вставать из-за стола, опорожнять заварники и вообще суетиться жутко неохота. Именно поэтому в заварники лучше положить побольше заварки, чтобы чай можно было разбавлять кипятком прямо в чашках - и пить его долго-долго, никуда из-за стола не дергаясь. Ну, в крайнем случае - за новым кипяточком.

Конечно, такой способ приготовления напитка немного противоречит классическим рекомендациям по завариванию чая - в первую очередь тем, что при долгом чаепитии чай в заварниках немного перестоит. Но думается нам, что ничего особенно страшного в этом нет.

Русская чайная церемония. Добавки в чай

Рассказ о приготовлении чая для русского чаепития получится неполным, если не упомянуть в нем разнообразные (традиционные и не особенно) добавки в чай. Их разнообразии и популярность в России таковы, что добавки к чаю можно с полным на то основанием назвать одной из основ русской чайной церемонии. (Ну вот, еще одна основа - если так дело пойдет, то счет «самых главных вещей» пойдет на десятки.)

Тем не менее, можно с абсолютной уверенностью сказать, что вариативность рецептов чая является одной из изюминок русского чаепития - и, пожалуй, самой вкусной изюминкой. Потому что при русском чаепитии каждый новый чай может оказаться уникальным, каждый участник чаепития может придумывать собственные напитки прямо за чайным столом - и дегустация новых и новых вариантов знакомого напитка может стать настоящим удовольствием для всех чаевников.

В принципе, вкусо-ароматического разнообразия можно добиться, приготовив к чаепитию несколько сортов чая - но этот подход (хотя и описан, в качестве варианта, в предыдущей статье) не получил распространения. Потому что разница между сортами чая может быть настолько тонкой, что распознать ее будет очень сложно. Мы не утверждаем, что русское чаепитие лишено утонченности - отнюдь нет! Но утонченность русского чаепития не имеет ничего общего с утонченностью чайных вкусов - и с этим придется смириться.

Так вот. Настоящего, огромного и безудержного разнообразия вкусов и ароматов проще всего добиться с помощью добавок в чай. Начиная с банальных - сахара и лимона - и заканчивая удивительными и сезонными, типа свежей земляники или малины. Собственно со свежих ягод и начнем.

Свежие ягоды можно добавлять в заварочный чайник при заваривании чая или в чай непосредственно во время чаепития - все зависит от «твердости» ягод. Самой лучшей ягодой для добавления прямо в чашку является, конечно, лесная земляника. Несколько ароматных ягод, брошенных в чашку, сохранят вкус чая и добавят к нему не аромат, но настоящее благоухание. И сохранят собственный вкус - их можно будет выловить и съесть. Почти также хороша лесная малина - именно лесная, потому что малина садовая совсем не так ароматна (как, впрочем, и садовая земляника).

Чернику, черную смородину и ежевику лучше, пожалуй, добавлять в заварник при заваривании. Эти ягоды не так охотно расстаются с ароматом - и им нужно будет дать настояться. Ягоды черной смородины, кстати, можно сочетать с ее же листьями и молодыми побегами - последние, конечно, не особенно вкусны, но удивительно ароматны.

Кроме того, чай можно банально заедать ягодами - при этом, конечно, ягоды не будут являть добавкой в чай в строгом смысле - но это не важно, потому что заедать чай ягодами (или запивать ягоды чаем) очень вкусно.

Следующей, не менее очевидной и не менее приятной добавкой в чай являются травы. О мяте, лимоннике, котовнике и мелиссе и говорит нечего - они стали практически стандартными добавками в чай. Столь же хороши в чае зверобой, душица и чабрец - как в «сыром», так и в сушеном виде. Травы особенно хороши тем, что помогают придумывать оригинальные чайные сочетания на ходу - в походе, на даче и в прочих полевых условиях. Вышел в лес или на огород, отщипнул пяток травинок, бросил в чайник - и готов новый напиток.

Удивительно хороши в чае свежие яблоки - особенно антоновка. Нет ничего ароматнее спелой антоновки - и этот аромат удивительно сочетается с ароматом чая, достаточно добавить в него несколько долек яблока. Антоновку можно есть и вприкуску с чаем - особенно если есть возможность макать каждую дольку яблока в свежий мед… К сожалению, сушеные яблоки в качестве добавки в чай очень сильно проигрывают яблокам свежим. Для того, чтобы аромат сушеных яблок заметно проявился, их необходимо достаточно долго настаивать - чай за это время, скорее всего, остынет. Сушеные яблоки, правда, можно добавлять в чай при заваривании (особенно этот способ хорош в походных условиях, когда чай заваривается в термосе), но полученный напиток будет же мало напоминать чай - хотя, конечно, будет чрезвычайно ароматен.

Пожалуй, принцип формирования «ситуативного» чайного стола понятен из уже приведенных примеров. Конечно, этот принцип может быть реализован не только летом - вместо свежих ягод, фруктов и трав можно использовать сушеные. Или смешивать чай с небольшим количеством разных варений или джемов - одним словом, делать все возможное, для того, чтобы каждый раз на вашем чайном столе был разный чай - на любой вкус.

Русская чайная церемония. Закуски и график их подачи

Выделив ранее очень существенные для русской чайной церемонии аспекты (важность компании, специфику заваривания чая, добавки в чай), мы не слова не сказали об одной характерной черте русского чаепития, которая (наряду с другими чертами) принципиальнейшим образом отличает питие чая по-русски от пития чая в соответствии со многими другими национальными традициями.

Чаепитие по-русски подразумевает, что из-за чайного стола никто не может уйти голодным. Фактически, русский чай может заменить (на выбор) завтрак, обед или ужин. А иногда – и завтрак, и обед, и ужин. Это вовсе не значит, что приличным питанием можно пренебречь в пользу чая – но количество закусок в приличной русской чайной церемонии должно быть таким, чтобы насытились самые голодные участники мероприятия.

При всем разнообразии возможных русских чайных закусок, их совершенно спокойно можно разбить на четыре группы, различные по содержанию и назначению.

Первая группа закусок (назовем их сытными) включает в себя блюда, которыми можно наесться и с чаем, и помимо чая. В первую очередь, конечно, это пироги и пирожки с основательными начинками: мясом, ливером, яйцом, капустой, рыбой, рисом, грибами, картошкой (гадость какая), творогом. И, естественно, с комбинациями из этих начинок: с мясом и грибами, рисом и яйцом и т.п. К сытным начинкам можно, в принципе, отнести баранки – если их намазывать маслом, то закуской они являются весьма серьезной. И, конечно, сытной закуской являются блины с начинкой – в том случае, если эта самая начинка – это мясо, курица (с грибами и хреном – вкуснотища!), овощные смеси и прочие приятности.

Вторая группа закусок (они, в нашей терминологии, будут называться легкими), состоит из блюд, которыми можно перемежать закуски сытные, и (что очень важно), которые удобно есть. К таким блюдам, в первую очередь, относятся бутерброды и сэндвичи – именно их приятнее всего кушать во время беседы – они и не отвлекают (в отличие от блинов, например, кушать которые нужно сосредоточенно), и в пищевом тонусе поддерживают. Бутерброды и сэндвичи хороши с красной рыбой слабой соли (лучше всего – с форелью), маслом, твороженным сыром, огурцами, мясной и сырной нарезкой, шпротами, паштетами – короче говоря, со всем, что обычно мажут на бутерброды и засовывают в сэндвичи.

Третья группа закусок (будем называть их сладкими или лакомыми) состоит, конечно, из сладостей и лакомств. Эти закуски, как правило, подаются после сытных и легких – и еще после основательной паузы, во время которой гости отдыхают от предыдущих кушаний и вдумчиво беседуют, подражая русским помещикам середины XIX века, обсуждая достоинства расстегаев и высказывая свои соображения по разнообразным глобальным вопросам. Сладкие (лакомые) закуски включают в себя любую сладкую выпечку, шоколад, варенье, мед, орехи, блины со сладкими начинками (невероятно вкусно сочетание брусничного варенья со взбитыми сливками).

И, наконец, четвертая группа закусок (закуски свежие) аналогичны закускам легким – только «разбавляют» не сытные, но сладкие закуски. Когда блины с вареньем гости есть уже не смогут, их (блины с вареньем) можно будет с успехом заменить свежими или консервированными ягодами или фруктами. Лучше, конечно, свежими. Яблоки, груши, виноград, ломтики арбуза и дыни, персики, абрикосы, клубника, земляника, малина – одним словом, все, что угодно. Можно – с взбитыми сливками.

Порядок подачи всех перечисленных закусок во многом определяет график русского чаепития. Начинается все, конечно, с подачи закусок сытных и легких. После того, как гости перекусят (это значит – первый раз насытятся), следует сделать паузу – сытость располагает к неторопливой беседе, и такая пауза доставит гостям удовольствие и предоставит отдых. Длительность паузы – произвольная, по обстоятельствам. Опытный хозяин легко почувствует наступление психологического момента для подачи второй части закусок – сладких и свежих.

В идеале, к этому времени сытных закусок на столе быть уже не должно – если их не съели, то просто отставьте их в сторонку. А вот легкие закуски следует оставить (или даже дополнить) – они хорошо сочетаются с закусками сладкими. В принципе, именно этот набор закусок (легкие, сладки, свежие) и должен оставаться на столе до окончания чаепития. Ну а если кому из гостей снова захочется «тех классных пирожков с капустой» – просто подайте их.

Вот. Из всего вышесказанного может показаться, что цель русской чайной церемонии – обожраться. Это, конечно, совсем не так. Обжорство – это качество, присущее конкретному человеку, а не чаепитию. И если культура ваших гостей такова, что они просто объедаются – это плохие гости (хотя часто хозяевам такое поведение гостей льстит – но это уж кому что нравится). Хорошие гости и кушают с удовольствием, и с удовольствие беседуют, и даже если, уходя, жалуются на то, что теперь два дня есть не будут – в их словах звучит ирония, а не глубокое удовлетворение.

Русская чайная церемония. Резюме

Итак, мы разобрались со всеми атрибутами и мероприятиями, предшествующими русской чайной церемонии и сопровождающими ее - пришла пора подводить итог. Прежде сказав (уже в который раз на этом сайте) несколько слов об одной большой заковыке, присущей русской чайной церемонии.

Дело в том, что систематических исследований русской чайной традиции практически не существует - описания чаепитий встречаются в художественной литературе, у исследователей русского быта и знатоков русской кулинарии - но никто не исследовал только чаепитие. Существует, конечно, отличная статья О.Б.Струговой, дающая представление о том, как, с чем и в какое время пили чай в России Имеются рекомендации по сервировке чайного стола - и они достаточно универсальны, с поправкой на специфическую русскую утварь. И есть еще некоторые романтические русско-чайные вариации в лубочном стиле. Сформировать набор сколько-либо приемлемых правил русской чайной церемонии на этом материале невозможно. Воспроизвести быт середины-конца XIX века сейчас достаточно сложно, лубочный вариант вовсе нежизнеспособен, а правила сервировки слишком универсальны.

При этом расписать строгие правила русской чайной церемонии также не получится - эта строгость будет совершенно неправомерной и противоречащей самому духу русского чаепитие. Поэтому ниже мы предлагаем вашему вниманию свод базовых правил русской чайной церемонии - своего рода скелет, мясо на который вы сможете нарастить по собственному усмотрению. Сводом этим мы резюмируем все то, что написали ранее - поэтому некоторые тезисы будут кратко дублировать изложенные ранее замечания и размышления.

Итак.

  • 1. Русское чаепитие проводится в гостиной, на веранде, во флигеле или на открытом воздухе. Нежелательно проведение церемонии в столовой или на кухне.
  • 2. Русская чайная подразумевает, что заварен будет черный чай, лучше всего - индийский ассам или какой-либо цейлонский, но ароматный.
  • 3. Чай к церемонии подается крепко заваренным, в заварочном чайнике. Непосредственно в чашках чай разбавляется кипятком.
  • 4. Сахар и лимон подавать к чаю обязательно, каждый сам добавляет их в чай по вкусу. В идеале подаются два вида сахара: кусковой и песок.
  • 5. Чай пьется из чашек с блюдцами. Питие чая из блюдец допускается, но не рекомендуется.
  • 6. Если к чаю приглашены дети, то в идеале для них должен быть сервирован отдельный столик, с гораздо менее строгими правилами поведения - в отношении того же пития чая из блюдец, например.
  • 7. Русское чаепитие сопровождается обильными закусками. В принципе, из-за чайного стола каждый участник чаепития должен вставать сытым. Это, кстати, еще одна отличительная черта русской чайной церемонии. В идеале на столе должно стоять четыре вида закусок. Во-первых, закуски сытные (пироги с мясом и рыбой, с творогом, с яйцом, с капустой, баранки, блины с сытными начинками). Во-вторых, закуски легкие (красная рыба слабой соли, сыр, мясная нарезка, огуречная нарезка, масло, нарезанные хлеб и булка). В-третьих, закуски сладкие (любая сладкая выпечка, шоколад, варенье, мед, орехи, блины со сладкими начинками). И, наконец, в-четвертых, закуски свежие (фрукты и ягоды, свежие или консервированные).
  • 8. К столу могут быть поданы добавки к чаю, способные изменить его аромат и вкус по усмотрению каждого гостя. Такими добавками могут быть травы, свежие или сушеные ягоды и фрукты, спиртные напитки.
  • 9. Главное в русском чаепитие - это разговор. Поэтому просто не приглашайте к чаю таких гостей, которые в этот разговор не впишутся.

Ну вот, пожалуй, и все. Девять простых и достаточно формальных правил - хорошая основа для того, чтобы и приятно выпить чаю, и внести свою лепту в формирование современной русской чайной традиции.

Приятного чаепития!

Ещё в древности люди считали чай волшебным напитком, прогоняющим сон и способствующим поддержанию духовной бодрости. Они знали, что чайсмягчает сердце, пробуждает мысль, удаляет усталость, облегчает и освежает тело, обостряет восприимчивость.

Чай обладает уникальным стабилизирующим и целительным действием; стимулирует обмен веществ, нормализует деятельность сердца, замедляет процесс старения клеток и поэтому способствует долголетию. Чай — это уникальное явление. Чайная церемония даёт возможность здесь и сейчас соприкоснуться с живой реальностью, делает жизнь более интересной и насыщенной.

Цели употребления чая могут быть различными — утолить жажду, провести время наедине с собой, достичь ритуального состояния. Это прекрасный повод повидаться со старыми друзьями. Это возможность обрести мир внутри себя и лучше узнать собеседника. Если вас охватывает беспокойство, то чай успокоит. Если вы устали после напряжённого дня, придаст бодрости. Каждый наполненный миг, ясность мыслей, чёткость действий, — всё это благодаря энергии чая.

Чайная церемония — это и постижение основ медитации. Изменение качества нашего внимания меняет и качество восприятия этого мира. Возможность выйти за пределы обывательского подхода к жизни и проникнуться атмосферой чайной церемонии, даёт нам почувствовать себя благородным мужем, мудрецом или хранительницей очага.

Традиции чаепития распространены по всему миру. И в каждой церемонии мы можем увидеть особенности характера народа и колорит национальной культуры.

Так в Корее считается, что чайная церемония прививает такие качества, как спокойствие, самообладание и чувство гармонии.

Японская чайная церемония — это отрешение от мира повседневности, эстетические переживания, гармоничное слияние изысканной и простой красоты, лаконизма, приглушенности красок. Каноны чайной церемонии тщательно культивируются японцами. Чайные церемонии не только дают возможность эстетического наслаждения, но и позволяют японцам ощущать самих себя в строгой регламентации поведения, в пользовании определенной утварью. Ночной ли это чай при луне, чай с восходом солнца, вечерний, утренний или специальное чаепитие, — лёгкость, достоинство и изящество, — неизменные спутники чайной церемонии. Чай по-японски — это медитативный и наполненный смыслом ритуал, имеющий глубокие историко-философские корни японской культуры. Японская чайная церемония всегда спектакль в новых декорациях.

Общение, разговоры между знакомыми и не очень людьми, минуты молчаливой задумчивости и невероятная радость от возможности собраться за чайным столом, моменты откровенности, — в этом суть русской чайной традиции . Это атмосфера тепла, добра, искреннего расположения и горячего, крепкого и сладкого, как поцелуй чая.

В центре внимания английской традиции чаепития дом, как совокупность интерьера, обычаев и хозяев. Умение сервировать стол, заварить чай и разлить его по чашкам, не пролив ни капли мимо, способность вести неторопливую беседу, — все это английское чаепитие.

Но самая популярная и самая глубокая традиция чаепития пришла к нам из Китая . Китай — это страна, в которой чай является не просто национальным напитком, а "огнём жизни " и "самым мудрым из всех растений ".

Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча (последний слог переводится как "чай ", а первые два — "высшее искусство ") даёт возможность получить удовольствие от размеренной беседы в компании друзей, а также насладиться отменным вкусом чая. Китайцы говорят, что в гун фу ча задействованы все пять стихий. "Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе" , — писал о чае философ и поэт Лу Юй .

Китайская чайная церемония начинается с размеренного процесса заваривания улуна , высококачественного полуферментированного чая. Улуны — это особая группа чаев, названная " чаем черного дракона " . Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, собранные, высушенные и скрученные по особой технологии.

Не менее важной является вода для чая, — в идеале она должна быть из источника той горы, на которой вырос чай. Вкусный чай — это в первую очередь вкусная вода. Чайник должен быть глиняным, лучше всего из пурпурно-фиолетовой исинской глины .

Пространство, включающее в себя нежную музыку, услаждающую слух, предметы, приятные для глаз и гармоничное внешнее убранство, — далеко не последняя составляющая китайской чайной церемонии . Китайское искусство чаепития требует постижения основ медитации, — это, скорее, индивидуальная практика поисков внутреннего спокойствия и уверенности. Это пространство, где останавливается время.

" Чай — это взлет души! " , — писал русский художник, В.А.Милашевский . Невозможно понять приятное волнение чайной церемонии, не прикоснувшись к ней. Окунитесь в чайную церемонию, проживите её, — и тогда, чай будет не просто минутной остановкой в суете повседневных будней, а ожидаемым процессом погружения в тишину и магию чаепития, которое станет приятной традицией вашей жизни.

Гунфу-Ча в Китае традиционно ассоциируется с чайной церемонией. Этот красивый ритуал имеет древние корни, и прекрасно отражает всю изысканность китайской культуры.

Пару тысяч лет назад среди обычаев Китая появился обряд, связанный с чаепитием. Чайный напиток в стране передовых технологий и модных реплик ценился и ценится особо. Его целебные свойства известны китайцам с незапамятных времен. Неудивительно, что чайная церемония получила такое большое значение. Ведь кроме восхитительного вкуса, в ней скрыт сакральный смысл.

Гунфу-Ча: искусство в действии

Еще в 14 веке в императорской семье было принято пить чай, заваренный из крупного листа. Простое население употребляло для заваривания чая совсем иное сырье. Использовались брикеты и чай из мелкого листа. В то время как прерогативой богатых был крупнолистовой чай.

Ритуал Гунфу-Ча в 15 веке получил большое распространение. Вместе с этим менялся и стиль употребления чая. Например, появилась специальная посуда – гайвань. Посуда представляла собой глубокую пиалу без ручек, но с плотно прилегающей крышкой. Дурным вкусом считалось, если пиала, блюдце и крышка имели разные рисунки и орнаменты. Для каждого сословия существовали свои знаки, которые находили детальное отражение на наборах гайвань.

Поскольку в Китае вся светская жизнь пронизана мистическими и древними традициями, гайвань отождествляли с небом, землей и человеком. Крышка символизировала защиту, блюдце означало землю, а сама чаша соотносилась с человеком. Все вместе это толковалось, как человек, прочно стоящий на земле и имеющий небесную защиту.

Значимая особенность была заключена и в самой крышке. Эта часть кухонного набора не должна была прилегать к чаше плотно. Зазор, что оставался между пиалой и крышкой, выполнял особенную роль. Через эту щель китайцы и пили чай, или разливали его по другим чашам, когда отдыхали со своей семьей.

В тот же период, что и гайвань, в Китае был создан глиняный чайник исинь. Такое название у этого предмета образовалось из-за того, что глину, которую для него использовали, добывали на месторождении близь города Исин.

Но почему выбор пал именно на эту глину? Исинская фиолетовая глина была наделена такими свойствами, при которых после обжига обеспечивала медленное остывание чая в чайнике. Пористый материал также придавал напитку утонченный и приятный привкус.

Поры подобного чайника позволяли горячему напитку «дышать» в процессе остывания, насыщая чай кислородом. Сегодня аналоги наборов для чайной церемонии можно встретить в музеях. За такими экспонатами ухаживают тщательнее, чем за иными известными картинами. Их полируют водой. И иногда проводят с ними настоящие чайные церемонии, чтобы глина изделий не растрескалась без должного ухода.

Китайское чаепитие и важность воды в нем

Искусство заваривания чая выстроено так, что каждому элементу в этом действе присваивается большая роль. Воду для Гунфу-Ча выбирают тщательно. Лучшей считается вода из родника. Так как именно она насыщенна энергией земли в достаточной мере.

Мягкая или жесткая вода для приготовления китайского чая не подходит. Повторно нагретая также не используется. Обычно, для чайной церемонии используют два сорта чая: пуэр и известный всем улун. Для первого варианта воду нагревают до 100 градусов. А для сорта улун используют нагрев до 95 градусов. Воды берут ровно столько, сколько потребуется для чаепития.

Что может понадобиться для проведения чайной церемонии?

Остров Тайвань имеет отличный от всего Китая набор для чайной церемонии. Во всей остальной стране принято использовать следующие вещи:

  • Исинь и гайвань. Чайник из качественной глины и набор чашек по количеству участников составляют основу;
  • Кувшин Ча-Хай. Этот предмет применяют, как резервуар для настоявшегося напитка. Из него же и разливают чай по чашам;
  • Котел с водой. Именно в нем воду кипятят до требуемой температуры;
  • Подставка Бэйнч-Жань. Основание из фарфора, объединяющее чаши;
  • Льняная материя. Используется для промокания каплей воды и чая;
  • Коробка Ча-Хэ. В ней хранят чайное сырье. Во время церемонии пускают его по кругу, чтобы все участники оценили аромат;
  • Ложка из фарфора. Ей чистят носики от чаинок и листьев;
  • Ложка из бамбука. Применяется для взвешивания чайного сырья;
  • Ситечко для исиня. Часто идет в комплекте с глиняным чайником;
  • Деревянный поднос Ча-Пань. На нем располагают всю утварь для чайной церемонии;
  • Чайные щипцы. Применяются для извлечения заваренных листьев.

Наборы для чайной церемонии могут немного отличаться в зависимости от того, в какой провинции она проводится.

Чайная церемония: священное действо

В помещении, где проходит настоящая чайная церемония, всегда приглушают свет. Это делают для того, чтобы никакие отвлекающие факторы не могли помешать человеку насладиться вкусом и ароматом незабываемого напитка.

Цветовое оформление комнаты, где пьют чай, стараются выдержать в зеленых, коричневых и светлых тонах. Так выбранные цвета помогают привлечь энергию земли в помещение.

Еще одним немаловажным условием является вентиляция в данном посещении. Во время Гунфу-Ча приветствуется легкий ветерок, который по замыслу должен доносить эфиры чая до всех присутствующих.

Считается, что чай питает не только вкусовые рецепторы человека, но и действует на него на более тонком плане. Чайная церемония – это способ насладиться ароматом и вкусом чая, а также хорошая техника для обретения спокойствия духа. Ведь целебные свойства этого напитка известны очень давно. А его польза доказана на практике.

Чайная церемония: этапы

Семь подготовительных этапов превращают обычное чаепитие в завораживающее действие. Рассмотрим их подробнее:

  • Вэнь Ху Тан Бэй. Набор посуды почти полностью заливают кипятком для стерилизации. Затем грациозными движениями выливают эту воду, как лишнюю и ненужную;
  • Жань Шань Цзя Мин. Каждый участник церемонии открывает коробку с чаем и вдыхает его запах, чтобы оценить достоинства сырья. Затем Ча-Хэ передается следующему человеку, сидящему слева;
  • Ву Лон Ру Лонг. Необходимое количество чая отсыпается в исинь. В «заварник» помещают три бамбуковых ложки сырья (15 г), добавляют 150 мл кипящей воды;
  • Суан Ху Гоа Чонг. Происходит импровизированное знакомство чая с водой. Исинь заполняется тонкой струйкой;
  • Чун Фэн Фу Миан. При помощи фарфоровой ложки снимаются пузырьки и листья чая с поверхности воды. Далее исинь накрывают крышкой на 2 минуты, после первый чай выливают;
  • Зай Чжу Цин Куан. Проводится заваривание чайного листа для непосредственного употребления. Глиняный чайник наполняют водой до конца;
  • Гуа Мом Лин Гай. Водная поверхность в исине чистится от пузырьков и листьев снова. Чайник закрывается, чтобы чай настоялся около 30 секунд.

После всех манипуляций китайцы и их гости приступают к непосредственному употреблению чая. Помимо самого процесса приготовления, чайная церемония включает в себя и уникальный ритуал обслуживания.

Алгоритм подачи чая гостям и посетителям

Разлив чая по традиции проводится самим хозяином дома. Глиняный исинь берется в правую руку, а в левой руке располагается льняная материя. После каждой наполненной чашки носик чайника вытирается насухо.

Улун заваривают от 4 до 8 раз. Считается, что так сырье отдает воде все лучшее, что в нем есть. Пуэр легко выдерживает до 16 заварок. Такой сорт является более крепким и терпким.

Ритуал многократного заваривания чая пришел в мир именно из Китая. Качественный чай выдерживает несколько завариваний подряд без потери вкуса и аромата.

Уход за чайным набором после церемонии

В Китае исинь освобождают от чайных листьев и воды сразу после окончания ритуала. Чайник никогда не моют средствами и химией, а просто споласкивают кипятком. Также поступают и со всеми остальными предметами для чайной церемонии.

Когда все детали набора очищены от остатков чая, им дают высохнуть естественным образом. После высыхания поверхности полируют мягкой и натуральной материей.

Тонкости Гунфу-Ча в повседневной жизни

Чайная церемония – это традиция, которую воплощают в жизнь только по особым поводам. Ежедневно такой ритуал не совершают. Хотя хорошим тоном считается проведение чайного обряда раз в неделю.

Китайцы не представляют свою жизнь без риса, масла, уксуса, соевого соуса и, конечно, чая. Во время церемонии в знак уважения чашка подносится тому, кто старше. Если пожилой человек угощает товарища, который младше его, он выказывает ему особую честь и признает заслуги молодого гостя.

При встрече родственников тоже принято проводить чайную церемонию. Частота таких встреч не имеет значения. Главное, чтобы при семейном воссоединении были соблюдены традиции.

Еще одним событием, где уместна чайная церемония, считается свадьба. Этим обрядом молодые выражают свое почитание родителям. При первом знакомстве с семьей будущего избранника также выполняется полный ритуал Гунфу-Ча.

Во многих провинциях, где за традициями следят очень строго, церемония чаепития проводится для передачи опыта от пожилых людей к молодому поколению.

Кроме позитивных поводов чайная церемония иногда организуется в знак извинения. Подача чая тому, перед кем раскаивается человек, символизирует искренность его чувств.

В Южном Китае в благодарность за чашечку чая принято стучать согнутыми пальцами по столу. Этот обычай уходит корнями в древние времена, когда Поднебесной еще правили императоры.

В Китае 15 декабря празднуется Международный день чая. Несмотря на то, что этот день является рабочим, многими придают ему большое значение.

В апреле 1991 года был открыт первый Китайский национальный музей чая. Он расположен в городе Ханчжоу. И функционирует прямо посреди чайных плантаций. В музее есть экспонаты, датирующиеся 2000-летней давностью.

В Китае существует десять самых знаменитых сортов чая. Улун, белый чай, красный чай, желтый чай и зеленый чай – вот виды сырья, которые входят в этот список.

Мебель для церемонии выбирается не менее щепетильно, чем сам чайный напиток. Низкий стол, подушки для удобства колен и набор посуды являются непременными атрибутами при священнодействии Гунфу-Ча.

У китайского чая даже существует своя легенда появления. Первые упоминания об этом напитке можно встретить в рукописях, описывающих события, произошедшие 4800 лет назад.

Легенда появления чая

Божественный предок всех китайцев Шэнь Нун однажды задумал помочь людям избавиться от их болезней. Он принялся исследовать окрестности. Искал лекарственные и ядовитые растения. Проверял каждую находку на себе. После очередного ядовитого корня Шэнь Нуну стало плохо. И он прилег отдохнуть под неизвестный никому куст. С листьев куста в рот Шэнь Нуна скатилась роса. И он чудесным образом избавился от последствий воздействия ядовитой травы. С тех пор первопредок носил с собой листья целебного куста. Так о лечебных свойствах чая узнали все китайцы.

В 1 веке до нашей эры чай получил повсеместное распространение. Если раньше он был доступен только богатым сословиям, то теперь его стали продавать на рынке. Так чай обрел признание и любовь жителей Поднебесной.

В китайской культуре чайная церемония играет огромную роль. С эстетической точки зрения этот ритуал красив и занимателен. Он успокаивает дух, дарит телу спокойствие и исцеление. Сближает людей. Помогает отвлечься от повседневных забот.

Кроме того, только в процессе чайной церемонии можно получить все необходимые энергии для улучшения качества жизни. Ведь в каждом действии сокрыт тайный смысл, который укрепляет связь с предками, возвращает в лоно традиций потомков, лечит нервные расстройства.

Жесткое следование алгоритму позволяет сполна погрузиться в сакральный мир энергии земли, воды, огня и воздуха. Настоящий китайский чай способен принести немалую пользу организму. Он очищает тело от токсинов, а голову от суетных мыслей.

Некоторые народы уделяют большое значение чайным традициям. Чайные церемонии стали незыблемым ритуалом, настоящей культурой. Какие же особенности процесса приема чайного напитка?


Английская чайная церемония
В дождливой Англии чайный этикет отличается своими особенностями.
столик должен стоять у камина в гостиной;
посуда должна быть обязательно из одного чайного сервиза;
до подачи чая следует подать закуски в присутствие гостей;
на выбор предлагают до десяти сортов чая;
заварочный чайничек ополаскивают горячей водой, засыпают заварку в расчете 1 чайная ложка на каждого и кипятком заливают на 3-5 минуток;
неотъемлемый атрибут – согретое молоко, которое, по старинной традиции, наливается в чашечку, а только потом заливают чай;
чай разливают по чашкам и добавляют кипяток;
англичане пьют только горячий напиток.

Во время чаепития не приемлема никакая суета, а цель ритуала – наслаждение напитком и приятное общение в приятной компании.

Китайское чаепитие
Знаменитая на весь мир китайская чайная церемония («Гун-фу ча»), или высшее чайное искусство, насчитывает не одно тысячелетие. Для настоящего китайского чаепития используют только специальную посуду и чистую родниковую воду. Принимать участие могут 2-6 человек.

Для проведения этого действа понадобится ложка, игла (для пробивания забитого носика чайника), воронка для засыпания заварки в чайник, щипцы (ими берут горячую посуду и ненужную заварку), кисточки для уборки подтеков.

Так, церемония предполагает следующее:
специальная посуда для чаепития должна быть красиво расставлена на подносе;
знакомство с чаем, когда по кругу передают коробочку и вдыхают чайный аромат;
с огня вода снимается, когда на ее поверхности появились большие пузырьки;
в разогретый чайник засыпают сухую заварку (4,5-5 г) и заливают кипятком;
чайник укутывают полотенцем и колыхают из стороны в сторону;
данным настоем лишь омывают высокие и низкие чашки;
заваренный чай сначала наливают в, так называемую, чашу справедливости, чтобы все участники насладились равными вкусовыми качествами и ароматом;
затем заливается чай первого заваривания в высокую чашку (3/4), накрывают маленькой, плотно прижимая, и переворачивают;
теперь наслаждаются вкусом ароматного чая.

Если чай допили, тогда процедуру следует повторить. При этом заварку высококачественного напитка можно использовать до четырех раз.

Цель ритуала – достижение душевной гармонии.

Русская чайная церемония
В России чайная культура кардинально отличается от китайской. Главное – общение в хорошей компании. При этом каждый чувствует себя чрезвычайно комфортно и непринужденно. Кроме того, стол должен ломиться от всевозможных яств, вкусностей и сладостей. На столе всегда присутствуют пироги и блины, с различными начинками, бутерброды. Сначала едят несладкие угощения, а после таких закусок обязательно подают различного рода сладости, от шоколада до сладких пирогов и блинчиков. В завершении гости лакомятся ягодами и фруктами, которые могут быть поданы и вместе со сладостями.

Не обойтись во время русского чаепития и без варенья. Неотъемлемым атрибутом являются знаменитые баранки, а вприкуску с маслом, они неподражаемы.

Прекрасным дополнением является знаменитый самовар. В перерывах между едой гости ведут беседы и наслаждаются обществом друг друга. Так, уйти голодным никому не удастся. Сытость и общение с приятными людьми – цели русской чайной культуры.

Японская церемония чаепития
В Японии целой философией является чайная церемония – тяною. Основными правилами данного ритуала являются гармония человека с миром, равность со всеми, почтительность, чистота душевная и чувственная и, конечно, безграничное спокойствие.

Данный процесс заключается в следующем:
церемония проходит в тясицу, чайном домике;
в специальном сосуде следует помыть руки и ополоснуть рот;
пьют чай из керамических чашек неправильной формы;
вся посуда очищается шелковым платочком с красивым узором;
водой (шумит, но не закипела) из котелка с помощью бамбукового ковшика хозяин ополаскивает чашки и венчик;
посуда вытирается салфеткой изо льна и всыпается чайный порошок (одна ложка);
заварка заливается водой и все это взбивается до пены.

Перед церемонией гостей угощают обычными яствами, а во время церемонии предлагают сладости.

Каждая чайная церемония имеет свою тему. А основной целью каждого ритуала является отрешение от суеты, погружение в спокойствие и достижение внутренней гармонии.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: